Консультации

Развитие познавательной активности детей

 Все мы хотим, чтобы дети наши были сообразительными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными и т.д. Умен тот, кто умеет мыслить.Что значит мыслить?
         Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.
  Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю), которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.
    Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
   
Как стимулировать активность ребенка? Как малыша воспитать инициативным?
    Давайте детям возможность выбора (при выборе игрушки, блюда на обед и т. п.), внимательно наблюдайте за ребёнком с целью определения его предрасположенностей, помогайте  детям открывать мир, не навязывая ему свои интересы, давайте  возможность добиваться успеха, поощряйте ребёнка, если он выражает своё мнение, не гасите его инициативу, приучайте детей самим принимать решения, как бы не хотелось предупредить ошибки.

    Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.  Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
       Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано  детское экспериментирование.

        Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

     Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, взрослым необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности.

Предлагаем Вашему вниманию несколько безопасных экспериментов:

    

1. Вам понадобятся: четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа.

    2. Предложите ребёнку подумать, что произойдет, если все жидкости слить в один стакан. В результате у детей в процессе игры формируется понятие о различной плотности  жидкостей.

    3. В итоге экспериментов должна получиться следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осядет на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх.

Умеет ли фольга плясать?

     В вашем доме наверняка найдется кусочек фольги. Разрежьте ее на тонкие полоски. Затем возьмите расческу и причешитесь, после чего приблизьте расческу к полоскам фольги  — и они начнут двигаться. Трудно объяснить что-либо детям о том, как взаимодействуют электрические заряды. Можно рассказать детям о том, что в воздухе летают частички, которые друг без друга жить не могут, они притягиваются друг к другу, хотя и разные по характеру, как «+» и «—».

Секретное письмо

Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики — таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.

«Цветы лотоса»  

    Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Как проткнуть воздушный шарик?

     Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

 

Яйцо вареное или сырое?

    Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку — ему будет интересно.

Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

Тонет - не тонет?

    Возьмите две поллитровые стеклянные банки и одну из них наполните чистой водой. Опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет, пойдет ко дну.

   Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли. На пол-литра воды достаточно двух столовых ложек соли, чтобы яйцо плавало. Вы, конечно, понимаете, почему так получается. Ведь соленая вода тяжелее. Недаром в море легче плавать, чем в реке.

                                                 

    Для опыта нужна еще третья банка, литровая. Переложите в нее яйцо и подливайте по очереди воду из обеих маленьких банок. Вам удастся получить такой раствор, в котором яйцо не будет всплывать на поверхность, но и ко дну не пойдет. Оно будет держаться посреди раствора, как подвешенное! Подлейте в банку немножко пресной воды — яйцо утонет… Подлейте соленой — оно всплывет! Это покажется тем более удивительным, что на вид соленая вода ничем не отличается от пресной.
    Этот опыт можно делать и с сырой картофелиной, только соли придется растворить побольше. Картофелина тяжелее яйца, ее труднее заставить всплыть.

 

И помните, благодаря совместной деятельности, Вы подарите радость общения себе и ребенку!

 

свернуть

Готовность к школе

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Под психологической готовностью к школе понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.  Психологическая готовность к школьному обучению подразумевает несколько компонентов:

1) У ребенка должно быть желание идти в школу, т.е., на языке психологии, - мотивация к обучению. Общеизвестно, что любая деятельность проходит эффективнее, если она мотивирована.

       Для формирования учебной мотивации важно у ребенка вызвать интерес к учебе, а для этого  ребенок  должен понимать смысл  учебной деятельности. Необходимо ребенку объяснить для чего он пойдет в школу. Объяснения могут быть следующими: научится считать, писать, читать (привести примеры из жизни ребенка, в которых ему понадобятся знания счета, письма, чтения). Первоклассника можно заинтересовать и внешней атрибутикой (красивый портфель, пенал и т.д.), а также новыми друзьями, но при этом важно помнить, что главным мотивом у ребенка должно оставаться желание узнать что-то новое.

2) У ребенка должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

3) Ребенок должен быть здоровым и выносливым, иначе ему будет сложно выдерживать нагрузку в течение урока и всего рабочего дня. Если Ваш ребенок недостаточно вынослив, то необходимо это тренировать, например, можно попробовать постепенно увеличивать нагрузку.

4) У ребенка должно быть хорошее умственное развитие.

Приемы повышения заинтересованности ребенка в школьном обучении

Проводить «экскурсии» в будущую школу при этом рассказывать ребенку о режиме школьника, обращать внимание какие дети счастливые и довольные идут из школы, как им весело вместе общаться.

Приобрести интересную и красочную школьную атрибутику (пенал, тетради, портфель и т.д.), организовать для ребенка его рабочее место. Все это желательно делать с участием ребенка, по мере возможности, учитывать его желания.

Предложить ребенку просмотр мультфильмов, кинофильмов или прочтение книг, рассказов школьной тематики с последующим обсуждением. Это могут быть следующие мультфильмы и кинофильмы: «Девочка в цирке», «Опять двойка», «Вовка в тридевятом царстве», «Волшебный школьный автобус», «Чебурашка идет в школу», «Слоненок пошел учиться», «Волшебный магазин», «Девочка в цирке». 

Когда Вы занимаетесь с ребенком, важно:

1)       Не допускайте, чтобы ребенку было скучно во время занятий. Если Вы видите, что ребенок скучает, остановите занятия, либо смените задание. Старайтесь подбирать иллюстрированный и красочный материал, введите систему поощрений, задания лучше представлять в игровой форме.

2)       Повторяйте упражнения, если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, сделайте его позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3)       Будьте терпеливы, не спешите, увеличивайте время выполнения заданий постепенно.

Игры и упражнение, направленные на развитие мышления

- Чаще загадывать ребенку загадки. При этом после того, как ребенок отгадал, проговорить с ним по каким признакам он узнал этот предмет.

- Угадай слово по описанию. Предложите ребенку отгадать слово по Вашему описанию, при этом описание начните с несущественных признаков. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он загадывал.

- Давайте ребенку задания на поиск лишних предметов, объединение предметов в группы (просите ребенка пояснять свой выбор, объясняйте его ошибки).

- Упражнение «Ожерелье из пуговиц». Для упражнения Вам понадобится несколько групп одинаковых пуговиц. Наденьте несколько пуговиц на нитку в определенной последовательности (например, круглая, квадратная, круглая) и попросите ребенка надеть на нитку следующую  пуговицу в заданном порядке. Когда ребенок справится с заданием, можно усложнить последовательность и создать ее из 3-4 видов пуговиц разной формы, цвета и размеров.

- Игра «Найди ошибку в рассказе». Вы рассказываете ребенку мини-историю, по окончании которой он должен рассказать, что было неправильно. Пример рассказа: «Пришла весна. На улицах зазеленела травка. Мальчики отправились на каток играть в хоккей».

Игры и упражнения, направленные на развитие психических процессов

- Игра «Что изменилось». Разложить предметы на столе в определенном порядке, затем ребенок выходит из комнаты. Вы меняете предметы на столе или забираете, или кладете какой-нибудь новый предмет. Задача ребенка – угадать, что изменилось.

- Упражнения «Найди отличия», «Найди такой же предмет». Данное упражнения часто встречается в детских журналах, предложите ребенку его для выполнения, проверяйте, что бы Ваш ребенок отыскал все отличия.

- Полезно заучивать небольшие стихи, песни, поговорки. При этом заучивание не должно быть механическим, ребенку следует объяснить смысл.

Упражнения, направленные на подготовку руки к письму

- Задания «Обведи по клеточкам (точкам)». При этом родителю необходимо следить за тем, чтобы ребенок выполнял задание, не отрывая руки, не переворачивая лист.

- Полезно разукрашивать или рисовать мелкие детали. При этом нужно следить, чтобы ребенок аккуратно, не заходя за края, раскрашивал картинку.

свернуть

Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?

Когда карапуз полутора лет от роду выхватывает у другого лопатку из рук, он не совершает никакого преступления: в столь нежном возрасте он еще не имеет и не может иметь никакого представления о том, что такое "мое" и что такое "чужое". Он не умеет проводить границы, весь мир для него - "мое"! Он может хватать все, что покажется ему привлекательным, не только в песочнице, но и в гостях, и в магазине. Ведь до сих пор он существовал лишь в границах своего дома, где действительно все принадлежало ему. Вещи, которым не следует попадать в детские ручонки, вы старались просто держать подальше от него.

    Но каждому ясно, что если таким же образом поведет себя трехлетний ребенок в детском саду, его никто за это не похвалит. Вопросы собственности и "распределения благ" в садике вообще очень часто обостряются. С одной стороны, игрушки там общие (что поначалу очень нелегко понять трехлетним и даже четырехлетним детям), с другой стороны, малыши очень любят приносить в группу любимые игрушки из дому, из - за чего обычно разыгрываются целые баталии...

    Не тревожьтесь, не страдайте от чувства стыда за "агрессивное" поведение малыша: его стремление ухватить чужую яркую машинку не имеет ничего общего с агрессией. Помните: ведь он еще учится! Ваша задача - помочь ему в этом. Однако опасна и другая крайность: спокойно стоять в сторонке и с умилением наблюдать за тем, как ваше чадо нападает на других малышей, отнимая у них игрушки и ломая их куличики. К сожалению, на каждой детской площадке можно увидеть и такую маму.

    Ни в коем случае не надо ругать малыша, шлепать его - с психологической точки зрения он не совершает никакого проступка, захватывая чужие игрушки. Но успех придет к вам только в том случае, если вы будете очень последовательны. Одна из самых больших помех в таком обучении - добрые намерения других мам. Ваше чадо тянет из рук другого карапуза лопатку, а мама "жертвы", желая воспитать в своем малыше хорошие душевные качества, говорит ему: "Ну не жадничай, дорогой, отдай мальчику лопатку, пусть поиграет!". Если вы действительно хотите позаботиться о будущем своего ребенка, ни в коем случае не позволяйте принимать ему такой "дар"! И кстати, никогда не ведите себя подобно этой маме. Если на вашего ребенка нападают, пытаясь лишить его собственности, мягко, но уверенно пресекайте такие попытки.

    Главное спасение для маленького ребенка, которого еще довольно долго чужие игрушки будут привлекать больше, чем свои, - умение выражать свои желания в социально приемлемой форме. Проще говоря, научите малыша меняться игрушками! Даже годовалый малыш наверняка уже знает слова "дай!" и "на!", а если нет, то теперь быстро этому научится, потому что ему нужны эти слова. Заметив, что ваше дитя нацелилось на имущество соседа по песочнице, перехватите его и скажите: "Давай попросим. А что мы дадим мальчику?". Как правило, малыши охотно меняются игрушками. Но если "сделка" не состоялась, не затягивайте "переговоры", в конце концов, вы не можете долго надоедать другому ребенку, если он ясно выразил свое нежелание меняться игрушками. Отвлеките своего малыша, предложив ему какую-нибудь новую игру.

    И пожалуйста, забудьте слово "жадный"! Никогда не употребляйте его в отношении своего, а тем более чужого ребенка. В полтора и даже в два года ребенок не умеет делиться с другими. Если он без протестов отдает другим детям свои игрушки, то так происходит не потому, что он очень щедрый, а потому, что ему все равно - он может одинаково спокойно отдать свое и отнять чужое. А вот если он свое не отдает, вы можете тихонько поздравить себя: у малыша формируется чувство собственности! Раз он начал проводить границу вокруг "своего", значит, вскоре на карте его мира появится и "чужое", ребенок начнет осознавать разницу между этими понятиями и постепенно приучится с уважением относиться к собственности других детей.

свернуть

Стили семейного воспитания.

Возможные нарушения процесса воспитания в семье.

Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных отношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь – детей. Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Чтобы овладеть искусством успешного воспитания, родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты.

Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций. Родители с выраженными запретительными тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуждениям, активно добиваться от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. В противоположность этому существуют родители, для которых запретительные тенденции не характерны, они меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций.

Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение. Душевная теплота родителей находит свое выражение в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и проявлять свое недовольство. Жестокие родители, напротив, критикуют и наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение.

Многие исследователи в области детского развития находят полезным описание стилей родительского поведения, принадлежащее американскому психологу Диане Бомбринд, которая выделяет три типа родительского контроля: авторитетный, авторитарный и либеральный.

Авторитетный стиль родительского поведения: образ действий родителей отличается наличием контроля за детьми и в то же время поощрением и обсуждением в кругу семьи правил полведения, установленных для ребенка. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют их смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся произвольными или несправедливыми, и потому дети соглашаются с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно. Например, если дочь хочет дольше обычного задержаться в гостях, авторитетные родители, скорее всего, поинтересуются причиной такой просьбы и сопутствующими обстоятельствами (у кого она задержится, контактным телефоном, будут ли родители дома и др.), а также тем, не мешает ли это выполнению ее обязанностей (уроки, дела по дому и др.). Если ее ответы удовлетворят родителей, они, вероятнее всего, позволят остаться у друзей подольше.

Авторитарный стиль родительского поведенияобраз действий родителей отличается подчинением собственного поведения жестким правилам и навязыванием этих правил своим детям, а также исключением детей из процесса принятия решений в семье. Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют их жестко придерживаться установленных ими правил. Они обычно сдержаны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения. В аналогичной ситуации, описанной выше, авторитарные родители, скорее всего, отклонят просьбу дочери со словами: «порядок есть порядок». Если же ребенок в какой-то ситуации продолжает настаивать или начинает плакать, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию – возможно, даже физическому. Авторитарные родители отдают команды и ожидают, что они будут выполнены, избегая долгих споров с детьми. Они ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне, и они бессильны их изменить.

Либеральный стиль родительского поведения: образ действий родителей отличается почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Либеральные родители являют собой полную противоположность авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведение детей. Даже если поступки детей сердят их и выводят из равновесия, либеральные родители стараются подавить свои чувства. Либеральные родители относятся к детям с сердечностью и душевной теплотой, принимают их такими, какие они есть. Вместе с тем, многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственные родительские функции, в частности, устанавливать необходимые запреты для своих детей.

Наряду с описанными выше стилями родительского поведения исследователями выделяют также индифферентный стиль воспитания (попустительский). Индифферентные родители практически не контролируют детей и не проявляют в отношении с ними теплоты с сердечности. Такие родители не устанавливают ограничений для своих детей. Родители живут своей жизнью, удовлетворяют прежде всего свои потребности и «забывают» интересоваться занятостью, интересами, желаниями и развитием своих детей.

Одним из наиболее распространенных неправильных типов семейного воспитания является гиперопека (чрезмерная опека без учета индивидуальных особенностей, интересов и склонностей самого ребенка или же видение даже незначительных его успехов в ранг выдающихся способностей – воспитание по типу «кумир семьи»). Гиперопека выражается в стремлении родителей:

  • Окружать ребенка повышенным вниманием;

  • Во всем защищать его, даже если в этом нет реальной необходимости;

  • Сопровождать каждый его шаг;

  • Предостерегать от возможных опасностей, которые нередко являются плодом родительского воображения;

  • Беспокоится по любому поводу и без повода;

  • Удерживать детей около себя, привязывать к своему настроению и чувствам;

  • Обязывать поступать определенным способом.

Воздействие стилей родительского поведения на ребенка

Стили родительского поведения определенным образом воздействуют на личность растущего ребенка. Дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными. Девочки же чаще остаются пассивными и зависимыми.

Хотя чрезмерное попустительство со стороны родителей либерально стиля противоположно чрезмерным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к положительным результатам: как это ни страннодети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Но в некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Было обнаружено, что дети авторитетных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается адекватная самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.

Хуже всего обстоят дела у детей индифферентных родителейКогда попустительство сопровождается открытой неприязнью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Исследования малолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сопровождалось с враждебностью.

Ограждая детей от любых трудностей и скучных, рутинных дел, потворствую их прихотям и капризам, родители, по сути, не столько воспитывают их, сколько прислуживают им. Все это может дополнятся преувеличением их способностей и талантов, и дети растут в атмосфере безудержного восхваления и восхищения. Таким способом прививается желание быть всегда на виду, ни в чем не знать отказа, ожидание блестящего будущего. Но когда этого не случается, то кризис неизбежен. В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, и прежде всего от родителей; развивается так называемая «выученная беспомощность». Возможен и другой неблагоприятный ход развития отношений: мелочный контроль, стремление родителей взять все заботы и принятие ответственных решений на себя со временем могут озлобить детей, а, возмужав, они поднимают бунт против притеснения и если не добиваются послабления, то могут покинуть родной дом.

Ребенок, находясь в семье, накапливает большой опыт межличностных отношений. Он воспринимает (правильно или искаженно) отношение к нему родителей, приходит к определенным выводам: избегают ли его, довольны ли им, признают ли его автономность или ущемляют ее, доброжелательно относятся к нему или нет. Со временем он понимает, любят и принимают его родители или нет, нужен для них, значим для них. На основе этого ребенок формирует и свое отношения к родителям. Критериями развития внутренней положительной позиции детей по отношению к родителям являются:

•        Выраженное переживания удовольствия от общения с близкими людьми;

•        Ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

•        Уверенность в своих силах, самодостаточность;

•        Умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;

•      Способность разграничить ошибку, плохой поступок и свою личность как нечто, не сводящееся к определенному акту поведения.

Родителям надо помнить, что для ребенка вредна как чрезмерная суровость воспитания, так и полная вседозволенность и безнаказанность. Свои педагогические ошибки исправить   родителям гораздо труднее, чем обнаружить или упредить.

свернуть

Кризис трёх лет

Каждый человек на протяжении жизни проходит несколько этапов формирования психики, осознания своего предназначения и места в обществе. Переход от одного этапа к другому сопровождается кризисными явлениями, связанными с накоплением определённого опыта и знаний, что позволяет личности человека перейти на новый, более высокий уровень развития. Первый такой переходный период в жизни каждого человека наблюдается примерно с 3 до 4 лет и называется кризисом трёх лет.

 

Трёхлетний кризис: что это?

Примерно до трехлетнего возраста мать для ребенка является всемогущей, всесильной, то есть отражает доминирование и силу, так как она обеспечивает выживание. Мать не имеет пола или может обладать двумя полами сразу и это совсем неважно для ребенка.

В три года ребенок начинается сепарироваться, отделяться, становясь более автономным. Тогда приходит осознание своего пола – я мальчик или девочка.

При сепарации ребенок идентифицируется с матерью и ему важно делать что-что самому и если он умеет это делать, то он считает себя таким же сильным и всемогущим как мать.

Кризис трёх лет представляет собой своеобразную перестройку сложившихся и устоявшихся отношений в семье, связанную с самоопределением ребёнка, его стремлением к самостоятельности. Неслучайно это явление получило название «Я сам!».

Во время этого этапа родители перестают узнавать своего ребёнка. Даже ласковый и послушный малыш может впадать во внезапные истерики, закатывать скандалы, категорично отказываться подчиняться требованиям взрослых. Вызвано такое поведение не резко испортившимся характером, а осознанием самого себя как личности, способной самостоятельно справляться с какими-то задачами. А родители, видящие в ребёнке только малыша и не желающие довериться ему, вызывают в маленьком человеке отчаяние и злость, которые он выражает доступным ему способом – истерикой.

Поэтому родителям нужно не бояться кризиса у ребёнка, а стараться оказать ему максимальную помощь в преодолении ситуации. От того, насколько грамотно мама и папа будут вести себя в этот период, зависит не только интенсивность кризисных проявлений и их длительность, но и то, как будет формироваться личность вашего малыша, какие задатки в него будут заложены в этот самый важный для формирования его характера отрезок жизни.

 

Особенности трёхлетнего кризиса

Выделяют несколько характерных для кризиса трёх лет особенностей, отличающих его от других переходных явлений в жизни человека:

  1. Негативные реакции ребёнка направлены только против самых близких людей, как правило, против мамы. Объясняется это тем, что именно мать, которая чаще всех проводит время с малышом, диктует ему правила поведения, устанавливает запреты, выполняет за него большинство функций – одевает, кормит, купает.
  2. Несмотря на желание делать всё самостоятельно, ребёнок не в состоянии решить большинство задач, за которые берётся. Возникает противоречивость между «я хочу делать всё сам» и «я могу сам справиться с этим».
  3. Длится кризис обычно несколько месяцев. Чаще всего это период между тремя и четырьмя годами.
  4. Интенсивность кризисных проявлений зависит от таких факторов, как темперамент малыша, степень авторитарности родителей, характер отношений между ребёнком и близкими. Сильнее всего реакции наблюдаются у детей холерического типа и в семьях, где родители строго наказывают детей, требуя полного послушания себе. Если же между мамой и малышом установились тёплые отношения, то кризис протекает гораздо быстрее с наименьшими негативными проявлениями.

 

Как распознать кризис трёх лет?

Очень часто родители не могут самостоятельно определить, что является причиной непослушания ребёнка – начавшийся кризис или простая избалованность. Чтобы лучше понять малыша и правильно реагировать на его поведение, нужно внимательно приглядеться к нему и понять, что именно заставляет его вести себя таким образом.

 

Симптомы, характерных для кризиса трёх лет

 

  1. Проявление негативизма – отказ от любых действий, которые требуют от него родители (чаще всего один человек), даже если они совпадают с желанием самого ребёнка. Например, малыш отказывается идти спать, как сказала мама, даже если у него уже закрываются глаза. Такую реакцию следует не путать с обычным непослушанием, когда желания ребёнка противоречат требованиям взрослых. Справиться с негативизмом можно, передав решение задачи папе или бабушке или дождавшись, пока ребёнок успокоится.
  2. Протест против сложившихся в семье порядков. Например, малыш отказывается убирать игрушки перед сном, хотя раньше выполнял это требование родителей. Чтобы добиться от ребёнка соблюдения правил, можно отвлечь его другим занятием, а потом вновь попросить сделать то, что необходимо.
  3. Упрямство. В отличие от проявлений настойчивости, когда малыш старается добиться цели, которую он перед собой поставил, упрямство заключается в непременном желании настоять на своём.
  4. Стремление властвовать над близкими людьми, проявляющееся в манипулировании, диктате своих требований. Например, младший ребёнок может требовать, чтобы старший не подходил к матери и вышел из комнаты. Взрослым ни в коем случае нельзя потакать такому поведению, демонстрируя, что добиться своего можно другими методами.
  5. Утрата ценности вещей и людей, которые раньше были самыми дорогими. Малыш может ломать любимые игрушки и обижать близких, даже оскорблять их. Игнорировать такое поведение в надежде, что всё пройдёт само, недопустимо. Обязательно демонстрируйте ребёнку, как вам обидны его слова, рассказывайте о подобных поступках других детей и реакции на них взрослых, играйте в игры с аналогичным сюжетом.
  6. Проявление своеволия – ребёнок старается справиться с какой-то задачей без помощи взрослых, даже если ему это не под силу. Не запрещайте ему пытаться самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы – это опыт, который ему необходим в жизни. Однако категорически не позволяйте ему делать то, что может навредить ему самому или окружающим.
  7. Протест против требований родителей. Постарайтесь быть внимательнее к потребностям и желаниям ребёнка, не запрещайте ему всё подряд, а установите запрет только на действительно опасные для него вещи.

 

Чего не стоит делать:

Не стоит ругать ребенка

Критиковать, даже если у него что-то не получается или получается плохо

Ограничивать его самостоятельность

Проявлять насилие и жестокость

Задабривать подарками, чтобы он сделал что-то по Вашему

Гиперопекать

Научитесь идти на компромисс и предоставлять малышу право выбора, пусть даже номинальное.

Например, предложите ему самостоятельно выбрать, в какой рубашке идти гулять или что съесть на обед.

Хвалите, целуйте, любите! Дайте ему поверить в то, что он самый лучший, самый красивый, самый любимый!

Успехов в преодолении кризиса!

 

 

 

свернуть

Детские страхи

ОТКУДА ПРИХОДЯТ ДЕТСКИЕ СТРАХИ?

Дети боятся громких и резких звуков, боятся быть неожиданно разбуженными, боятся, если кто-нибудь неслышно подкрадывается сзади. В принципе, эти страхи легко объяснить врожденным инстинктом самосохранения. Но как быть с другими страхами? 

Часто дети никак не могут объяснить свой страх. Тревога может возникать так часто и настолько захватывать ребенка, что он теряет контроль над собой. В таких случаях возникают страхи открытых и закрытых пространств, страх темноты. Дети начинают бояться ножей, ножниц и иголок. Их опасения вызывает толпа. В результате ребенок попадает в психологическую изоляцию, из которой ему уже трудно выбраться без посторонней помощи.

Проблема в том, что подобная тревога "тормозит" работу разных разделов психики. И тогда ребенок оказывается не в состоянии раскрыть свой интеллектуальный потенциал, реализовать заложенные в нем способности. К тому же страх снижает способность логически мыслить. Другие дети начинают бояться любого открытого проявления эмоций, что создает огромные проблемы и способствует возникновению комплексов в подростковом возрасте.

Детская душа очень ранима. Самое плохое, что ребенок может быстро об этой ране забыть. И тогда она продолжит жить в нем своей "теневой" жизнью, уходя все глубже и глубже в подсознание, и именно детские травмы и страхи становятся причинами наших "взрослых" проблем и неудач.

Так, дети разведенных родителей, согласно статистике, также во многих случаях разводятся. Им трудно наладить отношения с представителями противоположного пола. А причины надо искать в травмирующих, конфликтных и проблемных ситуациях детства. Сложность еще и в том, что дети от 3 до 7 лет очень тяжело переносят развод родителей. Им кажется, что они виноваты в том, что папа (или мама) не захотел жить вместе с ними, что с ними что-то не так. Этот комплекс заставляет женщин принимать роль "жертвы" в браке, поскольку в ее подсознании записалось чувство вины. Она изначально уверена в том, что если в семье будут конфликты, или муж запьет, или случится другая беда, - вся вина лежит на ней, поэтому старается всеми силами сохранить семью. Бывает, что роль "жертвы" играет в браке и мужчина, хотя мужчины чаще склонны видеть причину всех проблем в женщине.

Страхи нередко возникают у детей с повышенной тревожностью и чрезмерно развитым воображением. Эмоциональная чувствительность и впечатлительность делают таких детей уязвимыми. Эти дети - счастливые и одновременно несчастные обладатели "тонкой кожи". Они ощущают чужую боль как свою, они рыдают, увидев раздавленную букашку. Ни в коем случае нельзя разрешать таким детям смотреть фильмы ужасов и фильмы с трагическим сюжетом, поскольку они запоминают их и долго еще переживают увиденное. Возникающие страхи, как правило, сохраняются длительное время. Взрослые при этом могут даже не подозревать о том, что творится у ребенка в душе, так как эти дети не стремятся поделиться своими чувствами. 

Страхом  можно заразиться

Дети перенимают страхи и от родителей. Если мама боится собак, очень велик шанс, что и ребенок будет их бояться. То же самое относится к страху перед грозой и многому другому. Дети тревожных мам, готовых во всем видеть потенциальную опасность для своего малыша, вырастают сверх осторожными и боязливыми. А все потому, что на каждом шагу мама предупреждает их: "Осторожно! Машина! Собака! Осторожно!..." И ребенок привыкает жить в тревоге, подсознательно все время ожидая какой-то опасности.

Аня (7 лет) во время грозы потребовала выключить свет в группе и закрыть окна занавесками, чтобы молния ни в кого не попала. Разумеется, воспитательница этих требований не выполнила, а посмеялась над страхом девочки вместе с другими детьми. По мере усиления грозы девочка волновалась все больше, она рыдала и убеждала всех немедленно отключить электричество и спрятаться, иначе молния всех убьет. Она никого не слушала и, наконец, в изнеможении забилась под стол и затихла, крепко зажмурив глаза и обхватив голову руками.   Из беседы с мамой выяснилось, что она сама с детства панически боится грозы. Как только гроза начинается, она закрывает все форточки, отключает в квартире электричество, даже по телефону боится говорить. И пребывает в сильнейшей тревоге, пока не кончится гроза. Этим страхом она заразила и дочь.

Маленькие дети "считывают" эмоции родителей и близких им людей с чувствительностью сейсмографа и "записывают" в свое подсознание, если эмоции достаточно сильные и повторяющиеся. 

И "страшную" сказку можно сделать былью 

Страхи приходят к нам из сказок. Уж там непременно есть волк,  Баба Яга, Кощей Бессмертный. Для маленьких детей все одушевлено и все реально, потому и страхи их также очень реальны, даже если связаны с мифическими существами. "Страшные" рассказы взрослых тоже внушают детям страхи. Бесполезно говорить ребенку, что в его комнате нет монстров. Самое большее, во что он поверит, - в то, что монстры спрячутся, как только вы войдете в комнату или как только будет включен свет. Так что лучше не читать детям на ночь страшных сказок, а для особо впечатлительных детей подбирать сказки, наименее травмирующие их психику, в которых нет жутких персонажей. 

Травмирующий личный опыт 

Страх порождает и неприятное событие, происшедшее с ребенком. Например, ребенок, который упал с качелей, может бояться качаться на них всю оставшуюся жизнь. А ребенок, попавший в автокатастрофу, постарается избегать езды на машинах и автобусах.

Травмирующий личный опыт, ведущий к повышенной тревожности и способствующий появлению страхов, ребенок может получить в период внутриутробного развития или родов. Токсикоз во время беременности, асфиксия приводят к тому, что новорожденный беспокойно спит, просыпаясь от самых тихих звуков и шорохов. Дети, появившиеся на свет в результате преждевременных, затяжных или патологических родов, после кесарева сечения, более психически уязвимые и подвержены страхам. Самая неблагоприятная ситуация складывается, если младенец сразу после родов попадает в больницу и находится отдельно от матери. Иногда это накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. У него гораздо большее количество страхов по сравнению с другими детьми, может появиться даже задержка в развитии. 

Ни брата, ни сестры, - совсем один 

Статистика показывает, что больше всего страхов у единственных детей. Они наиболее подвержены самым разным страхам, в первую очередь, страху одиночества. К тому же у детей, испытавших в детстве одиночество, нередко формируется комплекс неполноценности, они не уверены в себе. Чем больше взрослых вокруг единственного ребенка, тем более вероятно приобретение им этих комплексов. Ведь по сравнению со взрослыми он действительно ничего не умеет, а то, что умеет, делает не лучшим образом. В результате у единственных детей чаще развивается тревожность.

Чрезмерная опека

Детские страхи порождает и чрезмерная родительская опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, очень трудно потом приспособиться к жизни без "защитного скафандра", и ему везде начинают мерещиться опасности, а на этой основе возникают страхи. Лишение ребенка возможности познавать мир путем проб и ошибок, стремление везде "подстелить ему соломки", чтобы не ушибся, как раз и способствуют появлению страхов.

Больше всего страхов возникает в возрасте 7 лет у детей, воспитывавшихся дома. Особенно у единственных детей. В школе они впервые начинают постигать сложную науку общения с другими детьми и взрослыми, когда рядом нет привычных опекунов. Им невероятно трудно и страшно. Они "сходят с ума" от неуверенности в себе, не очень хорошо понимают законы нового мира, в который попали из домашней "оранжереи", и приспособиться к нему стоит им большого труда. Еще больше страхов приобретает ребенок в том случае, если чрезмерная опека сопровождается постоянными словесными угрозами, жестоким обращением и физическими наказаниями.

Безразличие и невнимание 

Безразличие и невнимание к ребенку порождает не меньше детских страхов, чем чрезмерная опека. Это происходит особенно часто в семьях, где ребенка "не ждали" и не были к нему готовы. Или ждали мальчика, а родилась девочка. Предоставленный себе, лишенный эмоционального приятия, ребенок многое понимает не так, а многого не понимает вообще. Он начинает бояться всего подряд, поскольку живет в каком-то виртуальном мире, который сам себе нафантазировал. Он не научился общаться с другими детьми и взрослыми. Хорошо еще, если ему даст этот опыт посещение детского сада. Если же ребенок "домашний", то он и школы будет бояться, поскольку психологически совершенно к ней не готов. 

Неблагополучная обстановка в семье 

Источником страхов может стать неблагополучная обстановка в семье. Под такой обстановкой подразумеваются конфликты между родственниками на глазах у детей. Неполная семья также является фактором риска возникновения страхов у ребенка. Особенно сильная тревожность возникает у детей, выросших в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности и отчуждения между окружающими. Например, такая ситуация складывается перед разводом, когда родители только формально вместе, а эмоционально они друг другу чужие. Или в неполной семье, где ребенка воспитывают мать и бабушка, которые до сих пор выясняют отношения друг с другом. 

Антону 6 лет. Своего отца он не знает, а дедушка умер еще до его рождения. Воспитанием мальчика занимается в основном бабушка, так как мать работает на двух работах, чтобы обеспечить семью. Бабушка еще не старая – на пенсии год. Как только ее дочь появляется дома, она с порога начинает поучать ее. По ее мнению, дочь все в жизни делает не так, ничего не умеет и ни на что не способна. В ответ мать говорит, что бабушка своими поучениями деда раньше времени в гроб загнала и ее уморит вместе с ребенком.   Антон все это слышит с детства. Мать он любит и жалеет, а бабушку беспрекословно слушается и боится. Хотя об этом не говорит. А еще он боится темноты. Боится потерять тетрадь или ручку. Он по сто раз проверяет, все ли взял с собой. И боится опоздать. Еще Антон боится, что мама или бабушка заболеют и умрут. Он боится переходить дорогу. Боится разбить чашку. Его нельзя оставить дома одного, так как он боится, что придут "плохие люди" и заберут его. Так конфликт между самыми родными людьми довел Антона до тяжелого невроза. 

Дошкольники более чувствительны к конфликтам в семье и тяжелее страдают от развода, при котором чаще всего остаются без отца. У детей, родители которых развелись, страхов на порядок больше, чем у их ровесников из благополучных семей.

"Неправильное" поведение родителей

Еще один источник страхов напрямую связан с тем, как родители обращаются с ребенком. Если мы частенько кричим на ребенка, а он не в состоянии понять свою вину, постепенно в его душе зарождается враждебность к нам. Поскольку ему хотелось бы продолжать нас любить, он "переносит" свой страх на других людей, предметы или ситуации. Проблема заключается еще и в том, что страх способен переходить с одной ассоциации на другую и расширяться. Так, если маленькому ребенку делают болезненные уколы витамином "В", то сначала он будет бояться шприца, потом - людей в белых халатах, а в конечном итоге - поликлиники. 

Возникновение страхов у мальчика нередко бывает связано и со стремлением отца вырастить из него "настоящего мужчину". При этом почему-то считается, что настоящий мужчина ничего не боится. Хотя на самом деле отсутствие чувства страха наблюдается только у людей с психическими отклонениями. У всех остальных благодаря страху включается инстинкт самосохранения, и это способствует нормальному развитию. Более того, если бы люди не действовали вопреки страху, они бы никогда ничего не достигли. Поэтому отец, который ведет себя с сыном как командир, считая, что тот обязан выполнять все, что он скажет, как раз и вызывает у ребенка нездоровые страхи. Ведь сыну хочется, чтобы отец был им доволен. 

Страх несоответствия закладывается с раннего детства. Поскольку родительский авторитет для ребенка - истина в последней инстанции, он начинает изо всех сил стремиться к "совершенству". Но ведь ребенок может быть абсолютно не таким, каким нам хотелось бы его видеть! И тогда он пытается подстраиваться под наш идеал, теряя собственную индивидуальность, отказываясь от себя. Он постоянно боится не угодить нам, разочаровать нас. Ему начинает казаться, что он хуже всех вокруг. Он перестает проявлять инициативу, считает себя недостойным любви, во всех неприятностях винит себя. В результате ребенок постепенно утрачивает интерес к жизни. Часто комплексу "несовершенства" с его букетом подавленных страхов и постоянной боязнью не угодить сопутствует приобретенная бронхиальная астма. У детей со страхом "несоответствия" приступ бронхиальной астмы может произойти после получения плохой оценки, также как и после того, как кто-то назовет ребенка неумелым, или некрасивым, или несообразительным... Они задыхаются от собственного страха, они просто дышать боятся. 

Профилактика детских страхов 

Лучшее средство профилактики детских страхов - взаимопонимание родителей и детей. А это возможно только в том случае, если родители понимают причины происходящих в детях возрастных перемен и в соответствии с ними меняют свое отношение к детским проблемам. 

Профилактику детских страхов следует начинать с того момента, когда вы узнаете о беременности. К сожалению, ребенок переживает все стрессы матери вместе с ней. Поэтому очень важно, чтобы будущая мать находилась в гармоничной атмосфере, чтобы ничто ее не пугало и не тревожило. Дети с повышенным уровнем тревожности рождаются у родителей, для которых они не были желанными, или у очень занятых родителей.

Для спокойствия ребенка очень важно, чтобы родители выработали единые правила. В противном случае ребенок никак не может понять, что можно, а что нельзя, например, с папой можно есть мороженое на улице зимой, а с мамой почему-то нет. С бабушкой нельзя носиться по дому и перепрыгивать через стулья, зато с дедом можно прыгать на диван даже со шкафа. Соответственно, и другие запрещенные вещи ребенок постарается попробовать сделать, как только окажется вне поля зрения взрослого, который говорит, что этого делать нельзя. 

Идеальный вариант профилактики страхов - участие отца в детских играх, его присутствие в то время, когда дети учатся ходить. Отцы более спокойно относятся к неизбежным падениям. Хорошо, если оба родителя одинаково ведут себя в этой ситуации достаточно хладнокровно. 

Ребенка до 5 лет нежелательно оставлять на ночь одного в комнате. По крайней мере, мать должна быть с ребенком рядом в момент засыпания, почитать ему книгу, рассказать сказку, спеть колыбельную. Тогда у него безболезненно пройдет период, когда он особенно склонен бояться темноты, одиночества и закрытых пространств. Укладывать ребенка спать лучше всего в 9 вечера, ни в коем случае не позднее 10-ти. 

За час перед сном надо перейти от активных игр к спокойному времяпрепровождению, иначе перевозбужденный ребенок просто не в состоянии будет уснуть. Точно также ребенок не сможет уснуть, если уложить его слишком поздно. Он будет одновременно испытывать и перевозбуждение, и усталость, а в результате ему может присниться какой-нибудь кошмар. 

Лучшая профилактика страха засыпания и кошмарных снов - дать ребенку нагуляться и наиграться днем в активные игры, набегаться и напрыгаться. Тогда вечером он уснет, как только его голова коснется подушки. И если в комнате, где он спит, не будут выяснять отношения или смотреть фильмы ужасов, то ребенок прекрасно выспится, встанет утром бодрым и в прекрасном настроении.

Самая большая ошибка взрослых - попытка скрыть свои переживания от детей. Предстоит ли вам развод или один из супругов страдает алкогольной зависимостью - ребенок не слеп и не глух, он может не понимать ситуацию до конца, но от этого страдает не меньше и нуждается в нашей поддержке. Те родители, которые находят в себе мужество поговорить с ребенком, объяснить, что они собираются расстаться, но он, ребенок, в этом никак не виноват и с ним никто не разводится, избавляют ребенка от многих страхов. Особенно хорошо, если родители не обвиняют друг друга, а говорят, что папа хороший и мама хорошая, но с течением лет их интересы и взгляды на жизнь настолько разошлись, что они просто не могут жить вместе без конфликтов, а потому сочли за благо разойтись. Но при этом они оба продолжают любить своего ребенка, никогда не перестанут быть его родителями, не перестанут заботиться о нем. Конечно, ребенку потребуется время, чтобы принять ситуацию, но в результате он успокоится, и у него не будет причин для тревоги и страха. 

Почти никогда не страдают от навязчивых страхов дети, уверенные в себе и своих силах. Таких детей, конечно, могут критиковать и наказывать, но не забывают и хвалить. Родители с удовольствием подчеркивают их достижения, будь то первые пять шагов подряд без опоры, красиво нарисованная картинка или решенная задача. Дети постоянно слышат в свой адрес: "Молодец! Как у тебя хорошо получается!" Им доверяют такие "взрослые" дела, как ответ на телефонный звонок, передача денег водителю за проезд, мытье посуды или покупка сока. А потом благодарят за выполненное задание и радуются, что в доме есть такой помощник. На неудачах внимания не заостряют. Купил вместо апельсинового сока яблочный? Ничего, этот тоже вкусный, только в следующий раз будь, пожалуйста, внимательнее. Разбилась тарелка? К счастью! Ребенок ощущает себя сильным, умелым и полезным членом семьи. На такой почве страхи не растут, а если и появляются какие-то случайные, ветром занесенные, то чахнут на корню.

Помните, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни лесом. Пугать чем-либо - значит пугать смертью! Указывайте ребенку на реальные опасности, но никогда не пугаете его ради послушания. Воспитание страхом - жестокое воспитание. Последствия его - тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.

Никогда не стыдите ребенка за испытываемый страх. Насмешки над боязливостью ребенка также жестокость. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то, что у него есть родители. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх поработит психику ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т.д.

Никогда не оставляйте ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.

Меньше подвержены страхам дети, которым родители дают свободу, в том числе и свободу принятия решений, с которыми проводят достаточно много времени, играют, ходят на прогулки, в театры, парки аттракционов, которых принимают и любят такими, какие они есть, со всеми их недостатками и несовершенствами.

 

 

свернуть

Детская тревожность

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем ребенке «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высоко тревожными, вследствие чего они и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют у него тем самым ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

Большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Так, иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха.

Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку.

Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.

Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки, выезжать на природу.

Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.

Родителям тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения, выполнение которых совместно с детьми способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.      

 

свернуть