Экспресс - диагностика
Тест "Какой я педагог"
Тест: «Какой я педагог» (модификация Р.Р. Калининой)
Инструкция: ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы «да» или «нет».
- Охотно ли вы беретесь за подготовку занятия по новой теме, не имеющей типовой разработки?
- Легко ли вам отказаться от тех приемов воздействия на детей, которые вы успешно применяли раньше?
- Быстро ли вы перестали с сожалением вспоминать о прошлых школьных и студенческих годах обучения, став педагогом?
- Решительно ли вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях?
- Умеете ли вы дать безошибочную характеристику своим воспитанникам, разделив их на сильных, средних и слабых по умственным способностям и нравственным качествам?
- Способны ли вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая с детьми?
- Считаете ли вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы в разных ситуациях надо уметь применять разные стили?
- Легче ли вам избежать конфликта с детьми, чем с администрацией дошкольного образовательного учреждения?
- Хочется ли вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения, рекомендованных в вузе и культивируемых в вашем ДОУ?
- Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах воспитанника?
- Часто ли вы объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недоработками?
- Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?
- Считаете ли вы, что и без вашего присутствия и постоянного контроля дети вашей группы будут адекватно себя вести?
- Поощряете и наказываете ли вы разных детей по-разному за одинаковые поступки?
Обработка результатов:
В таблице приведены баллы, которые присваиваются в зависимости от ответа на каждый вопрос. Суммируйте количество набранных вами баллов, воспользовавшись данной таблицей.
Ключ
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
ДА |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
НЕТ |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
Интерпретация:
0 – 5 баллов.
Вы – очень слабый педагог. Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьезно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.
6 – 10 баллов.
У вас много пробелов в подготовке к работе с детским коллективом. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу.
11 –15 баллов.
Вы – хороший, знающий педагог. Однако подумайте, не стремитесь ли вы к слишком идеальному результату. Предоставляйте детям побольше свободы, смотрите на них как на своих помощников, не забывая при этом контролировать выполнение поручений.
16 – 20 баллов.
Вы – грамотный опытный педагог. Вы избегаете шаблонов в работе. Выполняете свои обязанности творчески. Избегаете излишней категоричности в оценках людей. Обратите внимание на ваши взаимоотношения с коллегами и представителями администрации – не вы ли являетесь причиной напряженности?
Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми
Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми
Инструкция воспитателю.
Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий вариант ответа.
- Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться всеми своими мыслями и чувствами;
б) говорить только то, что захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
- Если ребенок без разрешения взял у другого малыша в его отсутствие дидактический материал для занятий, то вы:
а) доверительно с ним побеседуете и предоставите самому принять нужное решение;
б) представите самим детям разбираться в проблеме;
в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятый материал.
- Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен и внимателен. Как вы поступите:
а) похвалите и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность и выясните причину такого поведения;
в) скажите ему: "Вот всегда бы так занимался".
- Ребенок плохо себя чувствует и отказывается принимать участие в занятиях. Как вы поступите:
а) доверительного с ним побеседуете, выясните причину плохого состояния и предложите ему заниматься в силу его возможностей;
б) предложите ему заняться чем-либо другим;
в) заставите ребенка принять участие.
- Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минутка. Что предпочтете сделать:
а) спокойно, не вмешиваясь понаблюдать, как они работают, занимаются;
б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами.
- Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной:
а) чувства ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания - важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно.
- Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок неопытен, и только взрослый может и должен его воспитывать и обучать;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно способствовать максимальному повышению активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи и, поэтому главное - заботиться о том, чтобы он был накормлен, здоров и не нарушал дисциплину.
- Ваше отношение к активности ребенка:
а) положительное - без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательное - часто это мешает вести обучение и воспитание;
в) положительно тогда, когда активность согласована с педагогом.
- Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это. Ваши действия:
а) не обратите на это внимание;
б) предложите выполнять задание;
в) предложите другое задание.
- Какая позиция, по-вашему, более правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослому за заботу о нем;
б) если он не осознает заботу, то это его дело, но когда-нибудь он об этом пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
КЛЮЧ К ОБРАБОТКЕ ОТВЕТОВ
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
Б |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
В |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
25-30 баллов тяготеет к демократическому стилю;
20-24 балла – преобладает авторитарный стиль;
10-19 баллов – характерен либеральный стиль.
Демократический стиль воспитания
Взрослые, декларирующие этот тип общения, уважительно относятся к детям, стараются наладить эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Но подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. У таких взрослых в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется чувство собственного достоинства.
Авторитарный стиль воспитания
Авторитарные взрослые добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением детей сверхвысокие. При таком типе воспитания строгость и наказание – основные педагогические средства. В итоге формируется ущербный ребёнок. Общие черты детей при таком воспитании – заниженная самооценка, неуверенность в себе.
Либеральный тип воспитания
Либеральные взрослые почти не контролируют действия детей, все позволяют, не предъявляют порой даже элементарных требований, за исключением , быть может, тех случаев, когда возникает угроза жизни, физической травмы ребенка. Внешне привлекательное, на самом деле такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка. Такой тип воспитания формирует в ребёнке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделён вниманием.