Рекомендации

Рекомендации по взаимодействию с агрессивным ребенком

1. Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его, приклеивая ему ярлык: «Драчун, забияка, несносный ребёнок». Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

2. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением, остановить занесённую руку для удара, окрикнуть ребёнка.

 

3. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

Если вы видите, как ребенок ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Максим не хотел обидеть тебя".

Таким образом, вы лишаете внимания обидчика, перенося его на товарища по играм. Внезапно ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.


4.  Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём.

Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Можете заявить: "У нас  в группе  существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не даёт ее тебе, подожди".

 

5. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что воспитатель действительно доволен  ими.

Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился с Ваней, вместо того чтобы драться с ним». Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

 

6.  Предоставлять детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

 

7. Обучать конструктивным способам выражения гнева, как естественной, присущей человеку эмоции.

Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

Можно использовать силовые упражнения, предложить  ребёнку рвать бумагу, использовать «мешочек для криков», «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции, поколотить стол надувным молотком,пластиковыми бутылками,  пометать дротики в мишень, попрыгать на скакалке, устроить «бой» с боксерской грушей.

В работе с агрессивными детьми можно использовать этюды  на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, игры релаксационной направленности, упражнения на развитие позитивной модели поведения.

Взрослым, окружающим ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»). Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

В то же время, в дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры, для преодоления этих тенденций. Приведённые выше данные дают новые ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми. Эта работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), не на повышение самооценки, и не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы дошкольного педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными дошкольниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может выявить только неприязнь со стороны ребёнка.

Основной задачей в работе педагога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.

 

 

свернуть

Как работать с гиперактивными детьми

— проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований;

— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

— выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

— уделяйте ребенку достаточно внимания;

—учите ребенкачеткому планированию своей деятельности;

— чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию

гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайтеему возможность отдохнуть;

— придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказанийза плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневниксамоконтроля;

— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к

наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте послесовершения поступка;

— чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок,поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительнык поощрениям;

— составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение наопределенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их;

— не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту испособностям;помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

— не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с

нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколькихзвеньев;

— вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными,так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы, наиболее действеннымибудут средстваубеждения «через тело» лишений удовольствий, лакомств, привилегий, запретнаприятную деятельность;

— давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог егозавершить;

— поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания

(например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение);

— давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневнаяфизическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

— поговорите с гиперактивным ребенком о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания,хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощьюперечисленных мер.

свернуть

Как справиться со стрессом? Советы и упражнения.

Вы не задумывались, почему сейчас так много грустных людей? Почему состояние негативных эмоций на лицахокружающих встречается чаще, чем радость и удовлетворение жизнью? Потому что людей испытывающих постоянный стресс становиться все больше и больше.</center> </noindex>

Сдерживать свои эмоции очень вредно, так говорят ученые. Их нужно выплескивать. Иначе аритмия или высокое давление, депрессия или зависимости от лекарств, а еще хуже от еды, алкоголя и сигареты обеспечены.

Гнев спасет от стресса?

Вот все говорят, что в состоянии стресса нужно выплеснуть эмоции. Что кричать на кого-то это полезно. Так мол, можно избежать болезней, которые скрываются за глубоко спрятанным гневом.

Но и гнев вреден для людей. Такие люди, часто болеют разными ОРВИ — простудными заболеваниями. Они также страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта и печени намного чаще, чем спокойные люди.

Что-то меня смущают такие утверждения. Знаю по себе как неприятно общаться с тем, кто постоянно кричит, у кого меняется настроение так быстро, что не успеваешь за его реакцией. Да и вам, наверное, встречались начальники–деспоты, которые свои эмоции перекидывали как эстафетную палочку на своих замов, а те в свою очередь на подчиненных.

Но в тоже время есть столько профессий, когда человек не может не то что кричать, но даже повысить голос. Например, врачи, учителя (я говорю о настоящих учителях), воспитатели детских садов и т.д. А стрессовых ситуаций у них встречается не меньше.

Что же делать? Орать при всяком раздражении или спрятать свой гнев в карман, как дулю? А можно ли управлять гневом?

Как справиться со стрессом упражнениями?

В состоянии стресса очень сложно управлять своими эмоциями. Если научиться контролировать развитие гнева как эмоции, то можно будет управлять и гневом. Что происходит с человеком, когда он гневается? Сначала, после раздражения наступает процесс зарождения гнева. Дальше, после осознания несправедливости, наступает обида и чем она больше, тем сильнее реакция, тем большая степень эмоции возникает. И тут «слабые» эмоционально люди выплескивают её в виде грозного ора, «сильные» — сдерживают её в себе.

Хорошо если сдержать эмоцию получится без последствий, но нужно научиться снять внутреннее напряжение, чтобы не приобрести болячки.

Упражнения по снятию напряжения

  1. Научитесь расслаблять мышцы рук и спины. Когда сидите, постарайтесь поднять себя вместе со стулом.
  2. Массажируйте себе область шеи и плеч – таким образом, вы снимите напряжение этих мышц
  3. Когда стоите, напрягайте ноги и руки, отправляйте свой гнев в мышцы, выход адреналина будет обеспечен.
  4. Попробуйте глубоко дышать и при этом расслабить мышцы живота. Несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот помогут успокоиться. Так можно сменить быстрое поверхностное дыхание во время стресса на глубокое и ровное.
  5. Все мы когда-то критиковали голливудскую неискреннюю улыбку. Но сейчас доказано, что на уровне периферических эмоций можно управлять эмоциональным состоянием человека в целом. Улыбаясь, мы заставляем организм, несмотря на раздражение, вернуться в нормальное состояние. Теперь понятно, сколько у американцев было не выплеснутых стрессов.

Стресс был всегда…

В древние времена стресс был ответом на борьбу за выживание. Это часто было связано с добыванием пищи, или стремлением не стать ею, когда приходилось убегать от хищников.

Гормон стресса выбрасывается в кровь для того, чтобы мы начали действовать – бороться за жизнь, а значит двигаться. Сегодня же мы перестали бегать от стресса. Испытав стресс, мы продолжаем сидеть и переживать. А это значит, гормону стресса адреналину просто нет выхода — отсюда и все болезни. Главное что при этом снижается иммунитет — защитные силы организма тают на глазах.

Помните, одно время часто приводили в пример японцев, в офисах у которых висели груши для снятия стресса. При правильной постановке дыхания это отличный способ обуздать гнев и снять стресс.

Нужно научиться смотреть на жизненные ситуации как бы со стороны, чтобы была возможность прогнозировать то, что может произойти с вами. Так можно будет предупредить состояние гнева, который еще не родился, т.е. в зародыше.

Сегодняшняя жизнь полна стрессов: неурядицы на работе и в семье, загазованность и вредная еда, пресловутые пробки и хамство на дорогах. Часто мы просто не можем влиять на это. Но мы можем повлиять на свою реакцию на эти раздражения, стать устойчивыми к стрессу и научиться управлять своим гневом.

Занимайтесь собой, не взращивайте в себе обиду, учитесь сдерживать свой гнев, развивайте стрессоустойчивость. Это поможет оставаться вам здоровыми многие годы.

свернуть

Как помочь замкнутому ребёнку?

Для этой игры можно использовать любые под­собные материалы. Она обычно очень охотно воспринимается замкнутыми детьми, поскольку постро­ена по сценарию проведения известной телевизионной передачи, которую любит смотреть ребенок. Для проведения этого упражнения можно использовать и другие телепередачи, важно только, чтобы они нра­вились вашему ребенку.

Ребенку предлагается представить себе, что он самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в телевизионной передаче «Смак», чтобы продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Для этой игры необходимо выбрать ведущего передачи (им может быть взрослый). Же­лательно также, чтобы присутствовали и зрители.

Упражнение помогает развить уверенность в себе и освоить некоторые способы общения в присутствии большого количества людей, а также оно тренирует умение вести разговор.

Паровозик

Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети-«вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

Эта игра «без слов» помогает замкнутому ребенку легче вступить в контакт со сверстниками.

Разыгрывание ситуаций

Игра «Разыгрывание ситуаций» может использо­ваться для коррекции практически всех нарушений в сфере общения у детей. Сюжеты для разыгрывания могут быть придуманы самими детьми или можно использовать реальные ситуации, которые вызвали затруднения у вашего ребенка.  Можно проиграть следующие сценки:

два незнакомых ребенка вышли погулять во двор, там, кроме них, никого нет;

два незнакомых ребенка встречаются у качелей, оба хотят покачаться;

ребенок  гулял   во  дворе   —   видит другого, незнакомого, который громко плачет.

Разыгрывание ситуаций помогает ребенку отрабо­тать определенные навыки поведения. Это своеобраз­ная «репетиция поведения», которая снимает неко­торые трудности, возникающие у ребенка в процессе общения с детьми и взрослыми.

Встречи через 5 лет

Дети ставят спектакль. Режиссёрами, актёрами и зрителями будут сами дети. Оговаривается примерный сценарий, место встречи, обстановка. Взрослый напоминает о том, что дети должны продемонстрировать своё умение общаться. Каждый ребёнок играет себя таким, каким он станет через 5 лет. Игра позволяет выявить уровень осознания каждым ребёнком своих личностных особенностей и возможного влияния их на развитие личности и жизненный путь в целом.

«Маленький скульптор»

Упражнение выполняется в парах. Дается задание начать лепить из пластилина какую-нибудь фигуру, лучше что-то фантастическое. Через определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После выполнения задания дети обмениваются замечаниями, правильно ли понят их замысел, что они сами хотели бы слепить.

Эта игра развивает и закрепляет навык понимания и развития замысла другого человека.

Рисунок «Я в будущем»

Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.

Упражнение позволяет осоз­нать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее  и уве­ренность в своих силах.

Незнайка

Каждый ребенок — Незнайка. Ведущий (взрослый) задает детям различные вопросы, а они только пожимают плечами, разводят руками.

выразительные движения: приподнятые брови, опущенные уголки рта, приподнятые на миг плечи, руки слегка разводятся в стороны, ладони раскрыты.

После игры определяется лучший Незнайка. Эта игра способствует развитию выразительности жестов. Замкнутый ребенок может более легко вступить в контакт, используя неречевые формы общения, ко­торые помогут ему свободнее и выразительнее вы­сказать свою мысль.

Назови свои сильные стороны

Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказывать о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том что дает ему чувство уверенности в себе. Не обязательно говорить только о положительных чертах. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использовал засоряющие язык слова, например, «ну», «вот», «если» и т. п. Упражнение развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

Близнецы

Обыгрывается сюжет, когда все вокруг стали абсолютно одинаковыми. Одинаково думают, одеваются и т. п. После игры проводится обсуждение, понравилось ли  быть всем одинаковыми,  в  чем были трудности.

Упражнение помогает осознать и принять индивидуальные особенности себя и других людей.

Закончи предложение.

Дети по очереди закан­чивают каждое из предложений:

Я хочу...

Я умею...

Я смогу...

Я добьюсь...

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.

Это упражнение способствует повышению уверен­ности в себе, в своих силах.

Изобрази пословицу

Дети разбиваются на подгруппы. Каждая под­группа задумывает какую-либо пословицу и изображает её с помощью мимики и жестов. Пословицы подбираются достаточно простые, знакомые всем детям. Вторая группа угадывает, какая пословица изображается.

Эта игра также способствует развитию умения использовать не только речевые формы общения.

свернуть