Родителям на заметку

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную — осязательную). При этом правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передаёт команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону. Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нём расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем.

За что отвечает правое полушарие:

- обработка невербальной информации, эмоциональность;

- музыкальные и художественные способности;

- ориентация в пространстве;

- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток)

- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

- воображение;

- отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

- логика, память, абстрактное, аналитическое мышление;

- обработка вербальной информации;

- анализ информации, делает вывод;

- отвечает за правую половину тела.

Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

- малоподвижный образ жизни;

- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

- родовые травмы; болезни ребёнка в первый год;

- длительный стресс;

- общий наркоз и т.д.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

  • зеркальное написание букв и цифр;
  • псевдолеворукость;
  • логопедические отклонения;
  • неловкость движений;
  • агрессия;
  • плохая память;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • инфантильность.

Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность.

Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная

деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются «гимнастикой для мозга». И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных связей всё в порядке.

Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.

Упражнение «Перекрестные движения».  Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте также левой рукой и правой ногой.

Упражнение «Ухо-нос». Одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

Упражнение «Горизонтальная восьмерка». Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой,  потом другой, а потом двумя руками вместе.

Упражнения на балансирующей доске. Ребенок стоит на балансирующей доске в попытках удержать равновесие. Балансируя в положении стоя, нужно выполнять различные упражнения.

Упражнение «Колечки». Поочередно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. Одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.

Игра «Попробуй, повтори».

Цель: развивать зрительное восприятие.

Ход игры: Ребенок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинках. Необходимо совершить движения, быстро выполняя задание.

Игра «Кулак – ребро – ладонь».

Цель: развивать зрительно-моторную координацию.

Ход игры: Ребенку предлагается воспроизвести три положения рук в соответствии с заданием на листе бумаги (круг – кулак, прямоугольник – ребро, квадрат – ладонь).

Игра «Геометрические дорожки».

Цель: развивать зрительно-моторную координацию.

Ход игры: Ребенку предлагается прокатить мячики по дорожкам из геометрических фигур сначала правой рукой, потом левой и двумя сразу.

Игра «Разноцветные дорожки».

Цель: развивать сенсорное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Ход игры: Ребенку предлагается пройти по дорожкам из кружков одного цвета двумя руками. Нажимать на кружки пальчиками или использовать мелкие игрушки.

Игра «Симметричные дорожки».

Цель: развивать зрительно-моторную координацию.

Ход игры: Ребенку предлагается пройти по симметричным дорожкам двумя руками одновременно. Можно проводить пальчиками или использовать мелкие игрушки.

Игра «Загони шарики».

Цель: развивать зрительно-моторную координацию.

Ход игры: Ребенку предлагается провести шарики по симметричным дорожкам двумя руками одновременно. Задания меняются (на липучках).

Игра «Межполушарные доски».

Цель: развивать зрительно-моторную координацию.

Ход игры: Ребенку предлагается пройти различные лабиринты в зеркальном отражении с помощью специальных бегунков, синхронно работая двумя руками.

Игра «Классики».

Цель: развивать зрительно-моторную координацию.

Ход игры: Ребенку предлагается пройти по дорожкам двумя руками одновременно. В один прямоугольник ставим указательный и средний палец вместе, в два - отдельно.

Упражнение «Симметричные рисунки». Цель: развивать зрительно-моторную координацию. Нарисовать симметричные рисунки фломастерами двумя руками. При рисовании лабиринтов мелом можно использовать межполушарные доски.

Игра «Разноцветные крышки».

Цель: развивать сенсорное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Ход игры: Ребенку предлагается двумя руками одновременно набрать фасоль ложками и через отверстия насыпать ее в крышки определенного цвета.

Игра «Разноцветные шарики».

Цель: развивать сенсорное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Ход игры: Ребенку предлагается двумя руками одновременно захватить пинцетом и переложить шарики определенного цвета.

Игра «Цветные пузырьки».

Цель: развивать сенсорное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Ход игры: Ребенку предлагается одновременно правой рукой выставлять один или два пальчика на карточке, а левой нажимать на пузырьки определенного цвета.

 

свернуть

«ЗАРЯДКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Памятка. Двигательные нарушения при детском церебральном параличе ограничивают самостоятельное передвижение, развитие навыков самообслуживания больного ребенка. С первых лет жизни он находится почти в полной зависимости от взрослых. Любящие родители стараются чрезмерно опекать дитя и «взращивают» пассивность и безынициативность. В итоге двигательные нарушения отражаются на психическом развитии. Таким детям важна ранняя логопедическая, педагогическая и психологическая помощь.

У детей с церебральными параличами в 80% случаев наблюдаются речевые расстройства:

- дизартрия (речь плохо различима для окружающих, «каша во рту»);

- алалия (отсутствие или недоразвитие речи);

- дисграфия и дислексия (нарушения письменной речи).

Ребенок с церебральным параличом в первые годы жизни часто находится в лечебных учреждениях, и если воспитательной работе не уделяется достаточного внимания, он может отставать в развитии речи. С детьми нужно заниматься. И понимать, что это больные дети. Запастись терпением и выдержкой.

Большинство детей с церебральным параличом во время занятий быстро становятся вялыми, раздражительными, с трудом сосредоточиваются на задании. Начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать. Многие отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, замечания, у них возникают страхи, недержание мочи, рвота и другие нарушения.

 

От рождения до года

С 1-го месяца ребенка учат внимательно рассматривать лицо разговаривающего с ним, фиксировать взглядом неподвижные предметы и следить за перемещением игрушек. С малышом необходимо разговаривать, это научит его прислушиваться к речи, пению, другим звукам. С первых же дней в период кормления мать должна подобрать для новорожденного наиболее удобную для него позу и так регулировать процесс сосания, чтобы свести к минимуму захлебывание пищей.

На 4-м месяце детей учат поворачивать голову на звук погремушки, на голос зовущего, не видимого для ребенка. Общение со взрослыми должно создавать радостное настроение и вызывать двигательную и голосовую активность. Необходимо с ним постоянно разговаривать, поддерживать гуление, совместно петь гласные звуки «ааа…» и др. Нужно привлекать внимание ребенка, находясь на стороне пораженных конечностей.

Мама должна следить, симметричны ли обе половины лица в плаче, смехе и еде; при асимметрии делают соответствующий массаж (поглаживание) парализованных мышц по несколько раз в день.

С 6 месяцев ребенка учат показывать части тела, одежды, мебель, предметы домашнего обихода. Особое внимание обращают на пораженные конечности, вкладывают в больную руку игрушку, заставляют толкать и двигать ее. Это должны быть совместные действия рук взрослого и ребенка.

В возрасте 9 – 12 месяцев ребенка приучают отыскивать игрушку или предмет, находящийся на обычном месте («покажи, где кукла?», «покажи, где часы?»). Малышей учат различать имена взрослых, названия частей тела, одежды, игрушек, приучают выполнять простые просьбы: открывать и закрывать коробочку, вкладывать туда игрушку, собирать и разбирать пирамидку (без учета величины колечек).

Продолжают упражнения по развитию голоса. Ребенка учат имитировать гудок паровоза, мычание коровы и др. Следует интенсивно развивать дыхание: учить дуть на пламя свечи, на ватку, пушинки, полоски разноцветной бумаги, укрепленные на перилах кроватки перед глазами. Учат простым игровым движениям («ладушки», делай ручкой

«до свидания», «здравствуй»), при этом взрослый все время включает в игру больную ручку.

 

От года до двух лет

Ребенку объясняют названия одежды, мебель, посуды, некоторых животных и растений. Учат подбирать по подобию (соотносить) два основных цвета, различать и подбирать резко контрастные формы (шар, кубик, кирпич). Показывают, как играть с конструктором, строить из кирпичиков домики, башенки, ворота, паровозики и др. Необходимо следить, чтобы ребенок пользовался обеими руками.

Для обогащения речи малыша взрослым следует описывать, проговаривать все свои действия и движения ребенка. Игры по развитию дыхания приобретают разнообразный характер: надувание резиновых игрушек, шаров, пускание мыльных пузырей. Кроме того, развивают звукоподражание крикам и животных, и птиц (петушку, собачке, птичке, утке и т.п.). Очень важны простые игры, например, кормление куклы, укладывание ее спать.

 

Два – три года

Малыша учат узнавать на картинках и самостоятельно называть домашних животных, птиц и их детенышей, некоторые растения: овощи (морковь, огурец, помидор), фрукты (яблоко, груша, апельсин и т.д.).

В играх значительно возрастает количество ручных действий. Это игры: «кукла убирает комнату», «купаем куклу», «кто что ест?». Взрослый подбирает игры:

для развития зрительного восприятия цвета и формы – предметное лото, перекладывание цветных шаров (красные, синие, желтые, зеленые);

для формирования количественных представлений – много-мало игрушек, много-один предмет;

для определения величины и толщины – большие и маленькие (посуда, животные, кубики);

для развития пространственных представлений и внимания – «сделай, как было», подбор парных картинок, разрезных картинок (составление целого из 2 – 3 частей), нанизывание колец на шнурок, продевание шнурка в дырочки на картоне.

 

Три – пять лет

Дети учатся правильно называть предметы обстановки, вещи личного обихода. В 4 года ребенок должен уметь называть и описывать предметы, овощи, ягоды по цвету, форме, вкусу, величине.

В этом возрасте идет разграничение некоторых пространственных и временных представлений, и появляются слова, обобщающие эти понятия: сегодня, завтра, здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. С детьми проводят игры по выполнению действий, связанных с пониманием предлогов в, на, под: положи кубик в коробку, положи мишку на стол, а зайку спрячь в шкаф…

В этом возрасте ребенка привлекают к рисованию, лепке, играм с конструктором. Дают заводные игрушки, учат собирать башенку из 5-8 колец, раскладывать отдельно большие и маленькие шарики, собирать разнообразных матрешек (сначала из 3-4, потом из 5-6 составных частей). Ребенок должен уметь складывать картинку из 4 частей и считать до 2-3. Учат различать и называть существенные детали некоторых предметов: у стула – спинка, ножки, сидение; у платья – рукава, воротник… К этому возрасту малыш должен знать свой возраст, имя, фамилию, адрес.

 

Пять – семь лет

Развивают пространственные представления: ребенок по инструкции должен переставить предметы в разных направлениях (поставь куклу за домик, перед домиком, в домик и т.д.). Проводят игры по узнаванию на ощупь предварительно показанных предметов и по памяти – игра «Волшебный мешочек» (лоскутки материала, кубики,

катушка от ниток, шарики и др. предметы помещают в непрозрачный мешочек, затем их называют и вынимают).

Детей учат определять последовательность времен года. Взрослый описывает отличительные признаки каждого сезона и показывает их на картинках.

Для формирования обобщений проводят игру «Четвертый лишний»: из 4 предметов надо выбрать 1 лишний, не связанный с остальными, объясняя, почему нужно убрать именно этот предмет (например, лишний здесь лук, потому что это овощ, а яблоко, груша и апельсин – это фрукты). Игру можно проводить на реальных предметах и игрушках, а так же на картинках.

Для развития понимания причинно-следственных отношений используют игры-отгадывания. Например, что плавает, а что тонет? Перед детьми ставят таз с водой и предметы из металла, бумаги и дерева, которые ребенок самостоятельно опускает воду, проверяет их свойства.

Предложенные игры и упражнения помогут значительно развить несформированные функции и подготовить ребенка к школе. Чем раньше родители обратятся за помощью к логопеду, тем лучше они смогут помочь с

свернуть

Ребенок с ДЦП: особенности развития и воспитания

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Детский церебральный паралич (ДЦП) проявляется прежде всего в двигательных расстройствах. При одних заболеваниях больше страдают руки, при других – ноги. Нарушения движения могут носить односторонний характер.

Может выявляться недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук. У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия, движения). Такие дети с трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т. д.

В ряде случаев двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений.

При некоторых формах заболевания затруднено выполнение всех произвольных движений главным образом из-за насильственных, непроизвольных движений – гиперкинезов.

Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других – вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие – значительно отстают.

У 10-15 % детей с церебральным параличом имеются нарушения слуха, особенно они характерны для больных с гиперкинезами.

Важное значение для развития речи у ребенка имеет овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью. Неправильное или позднее развитие этих функций в большой мере обусловливает отставание в развитии речи.

В связи с ограниченной подвижностью мышц языка и губ, насильственными движениями в дыхательной и артикуляционной мускулатуре (в мышцах лица, языка) часто нарушается звукопроизношение.

 

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И ГИГИЕНЫ

У многих детей с церебральным параличом нарушены движения рук. Развитие ручных навыков необходимо проводить как в игровой деятельности, так и в повседневной жизни. Развитие ручных навыков надо вести постепенно.

На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия.

Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи. Эту работу надо начинать с привития навыка подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и подносить его ко рту; брать ложку, самостоятельно есть (вначале густую пищу); держать кружку и пить из нее.

Важно обучить ребенка различным действиям во время одевания. Эти занятия лучше проводить в игровой форме на специальной раме. Вначале надо научить ребенка расстегивать большие пуговицы, затем маленькие. Затем научить его расшнуровывать и зашнуровывать ботинки. Потом все эти навыки закрепляют в играх на кукле и после этого переносят их на самого ребенка.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

Вначале ребенка нужно научить лежать на животе; для правильной опоры руки должны быть под грудью. После закрепления данного положения можно перейти к упражнению: поочередно выпрямлять то одну, то другую руку и направлять ее к игрушке. Когда ребенок лежит на спине, взрослые ему помогают направлять руку к видимому предмету, отталкивать его, брать. Детей с церебральным параличом необходимо научить ощупывать свои руки, ноги, а также одеяло, игрушки. Все движения, которые возможны (дотянуться до игрушки, оттолкнуть ее, взять, выпустить, отбросить, переложить из руки в руку, постучать, помахать и т. д.), необходимо специально формировать даже в том случае, если ребенок еще не сидит.

Формирование целенаправленных движений рук можно начать с обучения простейшим играм “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Щелчки”. Эти игры предполагают выполнение определенных действий: погрозить пальцем, указать пальцем предмет, направление, подозвать пальцем к себе, помахать рукой, погладить куклу по голове, постучать в дверь одним пальцем, несколькими

полусогнутыми пальцами, постучать по столу одним пальцем, по очереди несколькими пальцами (“игра на пианино”, “дождь идет”). Можно использовать имитационные движения (“петушок машет крыльями”, “у мельницы крутятся крылья”, “дровосек колет дрова”, “плотник стучит молотком”).

При обучении различным движениям рук и действиям с предметами каждое новое движение показывается рукой ребенка, затем он выполняет его самостоятельно (при необходимости помогать).

Необходимо обучать детей выделять элементарные движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах и по возможности более правильно, свободно их выполнять.

 

Подготовительные упражнения с карандашом:

P взрослый садится справа от ребенка, показывает, как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его удержать). Затем ребенок выполняет то же самостоятельно, взрослый поправляет руку и пальцы; затем данная поза пальцев воспроизводится без карандаша. Ребенок берет карандаш и крепко его удерживает, взрослый тянет его вверх, вниз, в стороны.

Pребенок держит карандаш, как при письме, тремя пальцами. Взрослый удерживает нижний конец карандаша, ребенок вырывает его, сгибая только пальцы.

Pна поверхности стола натягивается резинка. Ребенок, сгибая пальцы, старается оттянуть ее карандашом.

Иногда затруднения в движениях руки вызваны повышением тонуса в сгибательных группах мышц кисти. В таком случае работу для развития движений пальцев следует начинать после расслабления руки. Взрослый плавными движениями потряхивает руку ребенка, начиная от плеча.

Ребенок учится ставить на бумаге точки на различном расстоянии, вертикальные, горизонтальные, косые линии. Затем овалы, круги, полукруги контрастных размеров, можно рисовать “улитку”: начать с большого витка; не отрывая карандаша, чертить все меньше и меньше витков и закончить точкой.

Ребенок должен уяснить, что линии чертятся движениями пальцев сверху вниз (к себе), снизу вверх (от себя); ломаные линии, полукруги, зигзаги – движения пальцев, кисти, предплечья.

Для развития координации движений целесообразно рисовать квадраты один в другом от большего до точки, круги один в другом, цветки с лепестками, флажки, дома. Рисунки должны быть небольшими, так чтобы элементы их вырисовывались движениями пальцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Сенсорное воспитание включает развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Оно имеет большое значение для становления познавательной деятельности ребенка, для формирования у него высших психических функций, что является необходимой предпосылкой для обучения в школе.

Зрительное восприятие у ребенка с церебральным параличом может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения остроты зрения и т. п.; поэтому ему трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать перемещение. Развивая зрительное восприятие у ребенка, надо помнить о тренировке движений глаз в поиске предмета, в прослеживании и зрительной фиксации его. Для этого в поле зрения ребенка медленно перемещают яркую игрушку: вначале по горизонтали, затем по вертикали и по диагонали, добиваясь плавного движения глаз. Позже эти же движения можно выполнять по словесной инструкции, например, попросить ребенка найти глазами в комнате окно, дверь, часы.

Важно научить различать цвета предметов и понимать их названия. Ребенка учат подбирать одинаковые по цвету предметы, группировать их.

Упражнения на узнавание геометрических фигур тренируют зрительное внимание и способствуют развитию пространственных представлений у ребенка. Используются доски и ящики с прорезями различной формы, в которые нужно опускать фигуры.

Различение и закрепление понятий “большой” и “маленький” проводится в различных играх с пирамидками, матрешками, строительным материалом.

Дети с церебральным параличом испытывают особые затруднения в конструктивной деятельности. Им часто необходимы очень подробные объяснения, подсказывания, совместные со взрослым действия.

У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у них нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений. Полезно проводить игру “Чудесный мешочек”. В мешочек из ткани помещаются различные предметы, ребенок должен опустить внутрь руку и достать нужный (мягкий, круглый и др.) предмет.

Ребенок может испытывать значительные затруднения в обучении из-за несформированности пространственных представлений.

На первом этапе работы у ребенка формируют пространственную дифференциацию самого себя, представление о схеме тела, перемещении его в пространстве, учат ориентации в пространстве. На втором этапе формируют пространственные представления в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности.

Упражнения для развития представлений о схеме тела:

Ребенка сажают лицом к зеркалу и просят потрогать глаза, нос, колено, стопу. Затем действие переносится на взрослого, и ребенок показывает на нем глаза, нос, лоб, уши, плечи. При тяжелой двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (он дотрагивается рукой ребенка до указанных частей тела). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глазами. Ребенок называет ту часть тела, которую трогает. Далее эти упражнения проводятся на кукле, потом на картинках. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, рта, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке.

Путем специальных упражнений ребенка учат ориентироваться. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: “Мяч влево, вправо, вверх, вниз”. Ребенок копирует движения и тоже проговаривает их. Затем взрослый проделывает упражнения молча, ребенок копирует их и проговаривает. Далее ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции.

Для детей, владеющих навыками ходьбы, проводят упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют линии и ребенок передвигается по ним в заданных направлениях (справа налево, назад). Затем эти же линии рисуются на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

Развитие двигательных функций, как у здорового, так и у больного ребенка происходит поэтапно. У ребенка с церебральным параличом прежде, чем развить возможность самостоятельного передвижения, вначале надо сформировать необходимые для этого предпосылки: удерживание головы и туловища, равновесие и т. д.

Наряду с проведением специальных упражнений важно помнить о правильном положении ребенка в течение дня. Недопустимо, чтобы он сидел в течение длительного времени с согнутыми ногами. Это приводит к стойкой неправильной позе, способствует укорочению задних мышц бедра. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы ноги были выпрямлены, в течение дня его несколько раз укладывают на живот.

У многих детей отмечается напряжение (спастичность) приводящих мышц бедер. Чтобы избежать укорочения этих мышц, ребенка надо сажать в течение дня в положение портного, с маленьким песочным мешочком на каждом колене.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРЯМОСТОЯНИЯ И ХОДЬБЫ

До поступления ребенка в школу важно сформировать у него возможно более правильную и устойчивую походку. Если ребенок при ходьбе судорожно сгибает руки, опускает голову, втягивая ее в плечи, то его необходимо водить, стоя сзади , с поддержкой за разогнутые назад руки. В такой позе он должен развернуть плечи и поднять голову. Иногда приходится с силой разгибать руки в локтевых суставах и фиксировать. При дальнейших упражнениях в ходьбе руки, отведенные назад, следует расслаблять, потряхивая, покачивая из стороны в сторону и вперед-назад, и привносить, таким образом, правильные координационные соотношения в движениях рук и ног.

У детей с церебральным параличом основные трудности в сформированной ходьбе зависят от ряда причин. Существуют конкретные приемы для их устранения или ослабления.

1. Нарушение опороспособности ног. У некоторых детей задерживается подошвенный рефлекс. Он проявляется даже в старшем возрасте настолько сильно, что любое прикосновение к стопе вызывает сильное и длительное сгибание пальцев. Преодолевать это нужно следующими приемами:

а) Ребенок лежит на кушетке. Взрослый сгибает его ногу в коленном и тазобедренном суставах правой рукой, а левую подносит к стопе, мягко нажимая на нее и препятствуя сгибанию пальцев.

б) Самостоятельно сгибая ногу и затем разгибая, нажать стопой на ладонь взрослого, стараясь не сгибать пальцы (взрослый проводит мягким движением руки по пальцам ноги ребенка).

в) Сгибать ноги и ставить на кушетку, не сгибая пальцев (если не получается, взрослый помогает ребенку разогнуть пальцы ног).

г) Взять детский стульчик, сесть и выполнить следующие упражнения:

- потопать (в определенном ритме приподнимать по очереди стопы над полом и резко их опускать);

- постучать (приподнимать и опускать поочередно переднюю часть стопы, опираясь на неподвижную пятку);

- погладить коврик стопой (слегка сгибая и разгибая ногу в коленном суставе, плавно водить ногой по коврику);

- прокатывать канат (опустив ноги на канат, касаться пола поочередно пальцами и пятками).

д) Опороспособность нарушается из-за слабости мышц, расположенных на тыльной поверхности стопы. Слабость мышц, особенно с наружного края (приподнимающих наружный край стопы), является причиной отвисания вниз наружного края стопы или всей стопы. Проверить это можно так: положить ребенка на спину и попросить его спокойно полежать с выпрямленными ногами. Если часть стопы со стороны мизинца опущена и как бы повернута внутрь, то тогда ребенку будет трудно приподнимать ее над полом во время ходьбы, она как бы “тянет” ногу.

Для укрепления опороспособности рекомендуется ежедневно проводить массаж стопы (тыльной поверхности) и движения стопой.

В положении лежа на спине с прямыми ногами, разведенными на расстояние до 10-15 см (под головой высокая подушка, чтобы ребенок мог видеть свои ноги), глядя на стопы, производить сгибание и разгибание пальцев (стопы в исходной позиции тыльно согнуты, т. е. Приподняты кверху, к себе). Если ребенок не может удерживать ноги в данном положении, нужно ему помочь, подкладывая под стопы мягкий валик, поддерживая рукой. Следует проделать упражнения:

- тыльно согнуть ногу и удержать 2-3 с. Свободно и равномерно опускать стопу, затем вновь приподнять к себе и удерживать 2-3 с;

- тыльно сгибая стопу, коснуться мизинцем ноги игрушки, подвешенной сбоку;

- тыльно сгибать стопу к игрушке, преодолевая сопротивление, которое оказывает взрослый мягким нажатием на ее поверхность;

- сидя на стуле, с полной опорой ступней о пол, приподнимать пальцем переднюю часть стопы (опора на пятку) и опускать до полной опоры о пол;

- сидя на стуле, приподнять стопы до опоры на пятку, развести в стороны, опустить, скольжением по полу довести до передней линии и вновь приподнять;

- сидя на стуле, приподнять стопу, дотронуться до подвешенного на веревке мяча, подтолкнуть его вверх.

е) Рекомендуется ходьба по наклонной плоскости; ходьба с перешагиванием через положенные на полу предметы (высота 10 см от пола); ходьба вверх по лестнице; лазанье по гимнастической стенке.

2. Часто слабость мышц, приподнимающих стопу над полом, сочетается с повышением тонуса в подошвенных сгибателях стоп. В таком случае ребенок ходит, опираясь больше на переднюю часть стопы, иногда совсем не опускается на пятку. Чтобы укрепить мышцы стопы, целесообразно проводить занятия на фоне медикаментозного лечения, а также физиотерапевтические процедуры, горячие укутывания. В более стойких случаях можно применять гипсовые повязки. Все виды лечения назначает лечащий врач в зависимости от состояния ребенка.

Упражнения для занятий по развитию и нормализации движений необходимо подбирать по совету врача.

3. При повышении тонуса мышц, приводящих бедро к средней линии, трудно выносить ногу вперед. Происходит легкое сгибание опорной ноги, сопровождаемое коротким пришаркиванием при пересечении вертикальной линии маховой ногой (той, которая в данный момент выносится вперед для шага); шаг укорачивается. При этом характерно стаптывание средней части ботинка и каблука.

4. Затруднения в ходьбе и при выполнении других движений могут быть вызваны нарушением или недоразвитием функции равновесия. Затруднения в сохранении равновесия задерживают начало самостоятельной ходьбы, обусловливают неустойчивость опоры на одной ноге. Ребенок передвигается, почти не отрывая ног от пола, при этом страдает не только походка: заметно изменяется точность, темп, ритмичность движений, связанных с быстрой сменой исходных положений, играми с бросанием и ловлей мячей, с любыми предметными действиями при перемещении в пространстве. Упражнения, направленные на совершенствование функции равновесия – это прежде всего тренировки в сохранении поз при быстрых изменениях положения:

- из положения лежа на спине перевернуться на живот, встать на колени, на стопы (сначала можно с опорой на стул, диван). Плавно повторить движения в обратном порядке;

- из положения сидя на низком (высоком) стуле встать, сохраняя равновесие. Выполнить это упражнение с преодолением сопротивления, которое взрослый оказывает давлением на плечи ребенка.

Проводятся упражнения для тренировки равновесия при сохранении определенной позы:

P в положении лежа (на спине, на животе, на боку) пытаться сохранить исходное положение общим напряжением мышц, сопротивляясь толчкам взрослого в бок, в плечо (вначале взрослый производит легкое подталкивание, которое постепенно усиливается);

P сидя на стуле, попытаться сохранить исходное положение, сопротивляясь подталкиваниям взрослого за плечи, туловища и наклонам;

Pсохранять исходное положение, стоя на коленях, стоя на четвереньках, сопротивляясь подталкиваниям взрослого;

Pстоя на полу, ноги параллельны и слегка разведены, сохранять это положение, сопротивляясь подталкиваниям взрослого.

Равновесие тренируется в том случае, когда уменьшается или повышается площадь опоры. Для тренировки можно проделать следующие упражнения: ходьба вдоль веревочного круга по начерченному коридору, по наклонной доске, по скамейке; ходьба с перешагиванием через положенные на полу кубики, кегли, бруски; ходьба с перешагиванием через натянутую над полом веревочку, положенные на полу предметы; ходьба по разному грунту: траве, песку, щебню.

Перед поступлением в школу нужно тренировать детей в устойчивости при ходьбе по лестнице вверх и вниз, при поворотах, наклонах.

 

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ

Ребенок должен наблюдать деятельность окружающих его людей; эти впечатления очень важны для его умственного развития, формирования речи. В квартире ребенка можно познакомить с обстановкой, показать ему, как моют посуду, стирают белье, готовят обед, накрывают на стол, убирают помещение. Многое можно показать из окна: улицу, движение транспорта, животных и т. п.

Самые четкие представление складываются у ребенка тогда, когда он может действовать с теми предметами, с которыми его знакомили. Если мать стирает белье, то и ему надо дать маленький тазик и все необходимое для стирки. Каждое действие проговаривается.

Процессы мышления у ребенка с церебральным параличом, как и у здорового ребенка, должны протекать на основе живых, образных представлений. Очень важно, чтобы ребенок, наблюдая окружающий мир, учился устанавливать причины и следствия явлений, сравнивать качества и признаки вещей.

Кругозор ребенка расширяется и при работе с картинным материалом. От взрослых он узнает названия предметов, действ

свернуть

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. 

В первую очередь это касается тех семей, где дети имеют нарушение речевого развития.

Как проводить домашние занятия по развитию речи?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога — малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.

Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? — сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой — игра с союзом «А» — «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А второе — красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго — белые и т.д.)

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.

 На прогулке. В это время вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

Сюжетно-ролевые игры с другими детьми или членами семьи «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», "Продукты питания", «Бытовая техника» и др.

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.

свернуть

Играем пальчиками и развиваем речь

У детей при ряде речевых нарушений отмечается  выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. (М.М.Кольцова)

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (Л.В. Фомина)

Кольцова М.М. пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фольги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной ручки в другую карандаши, пуговки, спички. В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.         

                         Сорока белобока

                         Кашу варила,

                         Детишек кормила

                         Этому дала,

                         Этому дала,

                         Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем поочередно загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

      Можно использовать следующие стишки:

                          Этот пальчик- папочка,

                          Этот пальчик- мамочка,

                          Этот пальчик-я.

      Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удегживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

                          Этот пальчик хочет спать.

                          Этот пальчик лег в кравать!

                          Этот пальчик прикорнул.

                          Этот пальчик уж заснул.

                          Встали пальчики. Ура!

                          В детский сад идти пора.

 Читая это стихотворение, сгибаем пальцы начиная с большого.

 Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют  «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно  касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.

Для развития моторики можно использовать различные задания, например: работа с пальчиками, работа со счетными палочками, спичками.

Подбирают фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, как и левой рукой.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кистей и пальцев рук.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись  ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Позднее можно предложить задания со стихотворным сопровождением, при выполнении которых используют счетные палочки. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки  сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.  

Овладение детьми пальчиковых игр поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям

свернуть

Что такое дизартрия?

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дизартрия -  это такое нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение недостаточной иннервацией. В результате ухудшается произносительная сторона речи.

Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:

1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

2. Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков.

3. Оральная апраксия.

4. Минимальная мозговая дисфункция.

Недостатки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения — смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

Внешние проявления этого заболевания естественно связаны с произношением. В понятие произношение вкладывается не только артикуляция, но и интонационная окраска, темп речи, ритм речи и др. Эти внешние проявления могут иметь различные комбинации. Все зависит от того, где произошли поражения нервной системы, какой тяжести и какова область поражения.

В случае стертой формы дизартрии речь детей не имеет резкого отличия от своих сверстников. Ну, несколько плохая дикция и невыразительная речь. Разве это болезнь? Так думают некоторые родители. Ну, иногда меняет звуки в словах. Тоже не велико горе. Ну, расслабился ребенок, задумался – вот и произнес слово не так. И таким родителям невдомек, что это происходит не от расслабления или невнимания, а от микроогранического поражения головного мозга. И в этом случае отмахнуться от проблемы не удастся. И лечение этого «не велика горя» может растянуться на многие годы.  

  Понаблюдайте за своим ребенком.

Как родители могут заметить характерные проявления дизартрического компонента?  

Обратите внимание на  общую моторику ребенка. То есть на то, как он двигается. Что же нас должно насторожить? Дети любят играть в животных, подражая их движениям и голосу. У «наших» детей это получается с трудом. Особенно тяжело им дается изображение цапли, когда необходимо стоять на одной ноге. И вообще такие дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Понаблюдайте за ребенком во время музыкальных занятий и танцев. И если у ребенка дизартрические проблемы, то это выразится в нарушенном ритме движений. Они будут немного отставать от здоровых детишек.

Особый акцент сделаете  на наблюдении за мелкой моторикой вашего ребенка. Как он застегивает пуговицу, как завязывает шнурки на ботинках. Протестируйте вашего ребенка. Попросите его сложить ручки в «замок». Покажите ему, как это делается. Попросите его поиграть в «колечки»: соединять большой палец со всеми остальными поочередно. Если для ребенка сделать эти простые задачи трудно, или даже невозможно – то не медлите ни дня. Идите к специалистам и пусть они проверят вашего ребенка.

А сейчас я приведу несколько особенностей артикуляционного аппарата, которые указывают на наличие стертой дизартрии. Понятно, что диагноз может поставить только доктор, но к доктору-то ребенка должны повести Вы? Поэтому читайте и запоминайте.
Вялость мышц речевого аппарата. Уголки рта у ребенка постоянно опущены. Вялые губы остаются такими даже тогда, когда ребенок говорит. Слабая активность языка. Да и вообще язык тонкий и вялый, особенно кончик языка. Такое состояние губ и языка врачи называют паретичным.

Мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении. От этого на нем практически отсутствую мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные. Губки находятся в положении застывшей полуулыбки. Язычок у ребенка толстый и малоподвижный. Все это признаки «спастичности» мышц, то есть, говоря простым языком – перенапряжены. Это ощущается при простом прикосновении к лицевым мышцам.

Следующая особенность, которая указывает на возможность дизартрии, называется «апраксия». В переводе с греческого это означает «нарушение замысла и осуществления целенаправленных действий». Это проявляется в том, что наш ребенок не может выполнить артикуляционным аппаратом движений, необходимых для произнесения определенных звуков или звукосочетаний. А иногда встречаются случаи, что ребенок производит массу хаотических движений артикуляционным аппаратом, чтобы «нащупать» нужное положение губ и языка.

Повышенное слюноотделение во время речи. Это тоже дизартрический признак. Наши детишки просто не сглатывают слюну. Когда молчат, то все у них получается нормально. Но стоит им заговорить, как рот наполняется слюной.

Еще можно наблюдать у ребенка дрожание языка. Не в спокойном состоянии, а во время разговора. И не только язык не выдерживает нагрузок, возникающих при произнесении слов. Но и голосовые связки тоже начинают дрожать. Врачи бы вам сказали, что это называется гиперкинезы.
Самый выраженный дефект звукопроизношения у больных дизартрией наблюдается при произнесении свистящих и шипящих звуков, а также пропуске некоторых звуков, особенно соединенных согласных.

И еще несколько слов о дыхании. Мы уже не раз слышали о том, что правильное дыхание основа хорошей речи. А у больных детей особенно. У некоторых детей, у которых дизартрия, часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается.

Вот такие симптомы мы можем обнаружить у наших детей, если у них дизартрия.

 Работа учителя-дефектолога при таком диагнозе тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невропатолог, поэтому ваш первый шаг навстречу к решению проблемы ребенка это  поход к неврологу. Но перед посещением врача, еще раз прочтите консультацию и выделите моменты, на которые  следует обратить внимание доктора.

Стертая дизартрия

  • Связана с поражением центральной нервной системы.
  • Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт  из-за пореза губ; сглаженность носогубных складок.
  • Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.
  • Наряду со звукопроизношением страдает просодика; поставленные звуки автоматизируются с трудом.
  • Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.
  • Речевая активность снижена.
  • К дефекту относится безразлично.
  • Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.
  • Гигиенические навыки из-за моторных нарушений  вырабатываются с трудом, ребенок неопрятен.
  • Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.
  • Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое – не сформировано.
  • Поведение неровное, часты перепады настроения.
  • Память снижена, кратковременна; внимание неустойчивое; низкая работоспособность; интеллект снижен (ЗПР, олигофрения)
  • Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.
свернуть

Совершенствуем внимание и память ребенка

Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Оно обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Проблема внимания и его развития вызывает самый живой интерес у воспитателей и родителей, прекрасно понимающих, что от степени сосредоточенности воспитанников зависит и правильное восприятие учебного материала, и его понимание, и быстрое и прочное усвоение знании. Это как бы `внешняя` значимость внимания. Внимание оказывается важным для многих сторон деятельности человека, и, развивая его, мы содействуем общему развитию ребёнка.

Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемостью внимания — ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.

Плохо развитая способность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Память человека — это способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления, опыт жизни. Память — это воспоминание о ком-нибудь и о чём-нибудь. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. В нашей памяти отражается весь наш опыт: воспоминания о том, что мы делали, слышали, видели, думали, чувствовали. Это бесконечная лента жизни, наполненная яркими картинами природы, образами родных и друзей, кинофильмами, театром, книгами, музыкой, запахами и многим-многим другим.

Для того чтобы развивать  внимание и память дошкольников, можно использовать следующие игры и упражнения:

Игра «Найди отличие». Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия. 

Игра «Что изменилось?»  Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Ребенку предлагают в течение минуты ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время 1-3 предмета перекладывают на другие места. Снова дается минута на осмотр предметов, после чего накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Игра «Раскрась вторую половинку». Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.)

Игра «Найди букву»  Если ребёнок знает букву (или несколько букв), предложите ему такую игру. В книжке с крупным шрифтом нужно просматривать слова, подчеркивая (карандашом) без пропусков букву «а» («о») в течение 5 мин. Через 5 минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв.

Игра «Найди буквы» Можно усложнить задание. Букву «о», например, обвести в кружок, а букву «п» — в квадрат, треугольник, подчеркивать, зачёркивать и т. д.

Игра «Топ-хлоп». Произносите фразы-понятия — правильные и неправильные. Если выражение верное, ребенок хлопает, если неправильное — топает. Примеры: «Летом всегда идет снег». «Картошку едят сырую». «Ворона — перелетная птица». Чем старше ребенок, тем сложнее должны быть понятия.

Игра «Пуговица». Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Игра «Сделай, как я!» (со спичками).  Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.  Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15. 

Игра «Что исчезло?»  На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Игра «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки. 

Игра «Делай, как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом — поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним. 

КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАТЬ Предложите ребенку записать сказку. Вы читаете сказку или рассказ (для начала лучше небольшой — состоящий из 4 — 5 основных эпизодов), затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно: практически у всех детей связный пересказ услышанного вызывает трудности. Успокойте малыша, если у него ничего не получается, и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку не обязательно буквами, которые ребенок еще не знает. Сделать это можно и с помощью картинок. Вы берете бумагу и карандаш и рисуете квадрат (рамочку). Вместе с ребенком вспоминаете, о чем говорится в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате-рамочке вы схематично рисуете девочку около домика и говорите, что так можно записать начало сказки. Затем рисуете еще одну рамку, рядом с первой (можно соединить их стрелкой), и говорите, что в этом квадратике надо записать, что было дальше. Помогите ребенку выделить следующий эпизод и изобразите его в рамке с помощью 2 — 3 условных обозначений. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки или рассказа.

Теперь пусть ребенок попробует, пользуясь записью, пересказать услышанное. Это задание не вызовет у него затруднений. Так вы можете записать несколько рассказов или сказок (для начала их лучше сочинить самим, чтобы сюжет был достаточно ясен и прост). В дальнейшем такие записи может делать и ребенок, а потом самостоятельно.

 

свернуть

Как провести дома артикуляционную гимнастику

Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык. губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, их способности перестраиваться и работать координировано. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. При произнесении различных звуков речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо) занимают строго определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Артикуляционная гимнастика – основа формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы.

Вначале формируются грубые, диффузные движения  упражняемых органов. По мере их усвоения переходят к выработке более дифференцированных тонких движений. Вначале  педагог рассказывает о упражнении, используя игровые приёмы, затем показывает выполнение упражнения, потом ребёнок его выполняет, а педагог проверяет правильность выполнения. Упражнения должны быть целенаправленными: неважно их количество, важны правильный подбор и качество их выполнения. Необходимо научить ребёнка отработать чистоту, чёткость движений, их плавность, силу, темп, точность движений при смене одного другим, что особенно важно при произношении слогов, слов в спонтанной речи. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго. Переключение к другому движению и положению должно совершаться плавно и быстро.

Таким  образом, требуется выработать умение точно принимать требуемую позу, удерживать её, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую, выполнять движение в нужном темпе.

Нужно идти от простых упражнений  к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом. После того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. С помощью наводящих вопросов взрослого ребёнок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он широкий, узкий) и т.д. Это вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной для каждого ребёнка. В ходе занятия из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети, две трети остаются для повторения. Если  какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, новое упражнение не вводится.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата, постепенно оно исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребёнку что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнения упражнения. Длительность проведения артикуляционных упражнений и их дозировка зависят от компенсаторных возможностей самого ребёнка, характера и тяжести речевого нарушения. Выполнение  упражнений требуют больших энергетических затрат, усилий, времени  и терпения.

Эффективность работы по совершенствованию артикуляционной моторики определяется активностью самого ребёнка, его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

-  улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

-  улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.

свернуть

Почему ребенок говорит неправильно?

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершен­ные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируют­ся психика ребенка, его мыш­ление, познавательные процес­сы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормаль­ному развитию ребенка, фор­мированию его личностных качеств.

    Овладевая речью, малыш какое-то время говорит непра­вильно - это закономерное, так называемое физиологичес­кое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова ма­ленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школь­ник - это уже серьезная при­чина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, бо­ятся разговаривать, становят­ся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи -  дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь учителя-дефектолога. А поскольку нарушения чтения и письма - вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.

     Многих родителей волнуют  вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще  должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить трево­гу? В традиционной логопе­дии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родите­лей памяткой.

     От 1,5 до 3 мес. - «гуле­ние», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.

     От 3 до 6 мес. - так назы­ваемая «свирель», тянет ма­лыш звуки, как на свирельке играет, поет их: е-лл-и, агу­ааа, алль-ле.

     От 6 до 9 мес. - «лепет», не слова, а именно лепет: ба­ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма.

     От 9 мес. до 1 года - пер­вые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу.

     От 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. - первые предложения: « Ляля бух!», « Мама, дайl»

     С 1 года 9 мес. до 2 лет ­период стремительного разви­тия речи, когда малыш усва­ивает 350 слов и более. В это время начинается бурное втор­жение в жизнь, интересней­ший этап - первые «почемуч­ки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке.

   Малыши своими вопросами часто не только удивляют и умиляют взрослых, но и за­ставляют задуматься: «Отку­да у крохи такие вопросы?». Поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте.

    От 2 до 3 лет ребенок прак­тически усваивает граммати­ческий строй родного языка. Он склоняет существитель­ные, согласовывает с ними прилагательные, учится пра­вильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и дру­гие части речи.

     От 4 до 5 лет дети овладе­вают умением связно расска­зывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причём довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка стано­вится инструментом познания. Это  второй период «почему­чек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и яв­ления.

     Итак, к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2­ - 3 трудных звука [р, л, с, щ], то это не страшно, к 5-6 го­дам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произ­носит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно об­ратиться к учителю-дефектологу.

   Что могло стать причиной нарушения речи? Причин очень много. Болезни матери в пери­од беременности, последствия трудных родов, осложнения пос­ле тяжелых заболеваний ребен­ка, педагоги­ческая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные при­вычки родителей - алкоголь и наркотики - уж они-то бьют по ребенку без промаха еще до его появления на свет.

      Очень часто причины пло­хой речи кроются в несовер­шенстве моторики. Эта же причина отразится на процес­се письма: ребенку трудно бу­дет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.

     На практике бывают случаи, когда у ребенка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь. После сравнительно недолгого обще­ния с ним выясняется, что главная причина речевых наpyшeний значительное недо­развитие моторики. Источник этих неприятностей один: не­внимание взрослых к особен­ностям развития ребенка.

    В чем проявляется мотор­ная неловкость такого ребен­ка? Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, а потом поиг­райте: нарисуйте разноцвет­ные шарики, а он пусть дори­сует к ним ниточки. И то и другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками - зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону - за ним потянут­ся остальные. Проверьте под­вижность губ, языка - дви­жения неловкие, нечёткие, и ребенок отказывается выпол­нять движения, потому что бы­стро устает. А подобные манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно.

     Что же можно посоветовать? Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рож­дения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая  ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. Ведь все мы « родом из детства» и знаем много потешек, скороговорок. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как пока­зали серьезные психолингвис­тические исследования, обра­щенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Кроме  того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слова. Вместе с тем, если ребенок на­долго остается один на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впослед­ствии в его речи могут отме­чаться различные нарушения, связанные с неполным овла­дeниeм всеми звуками родно­го языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала не­правильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к проис­шедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как, произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую не­приятность, как аграмматизм у школьника - «как слышит­ся, так и пишется», а пишет­ся неграмотно.

     И еще один очень важный момент - стремительность ре­чевого развития. Этот вариант нарушения нормального раз­вития речи таит в себе опас­ность возникновения невроза.

     В этом случае первые сло­ва детей не только не задер­живаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начина­ет говорить почти развернуты­ми предложениями, с хоро­шей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызы­вает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возмож­ности кажутся безграничны­ми, с ним постоянно разгова­ривают, и почти круглосуточ­но говорит он сам. Его учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и Т.д. И он все понимает, с интере­сом слушает. И казалось бы,  все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда пло­хо спит, плачет во сне, стано­вится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, не окрепшая не­рвная система малыша не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребёнка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того  чтобы предотвратить раз­витие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегру­жать информацией.

     Теперь поговорим о совер­шенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь.

    Присмотритесь к своим де­тям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предме­ты, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще коорди­нированны их движения. Для детей несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражне­ния.

     Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками. Многих роди­телей раздражает детское «Я сам!». А зря. Больше учите с ребенком наизусть, очень хо­рошо, когда он не стесняется декламировать стихи родите­лям, гостям, выступать на дет­ских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе.

   Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное - руководствоваться принципом «Но навреди».

      Речь ребенка - важная черта его личности. От ее развития зависит, Каким он вырастет. И пусть речь будет правиль­ной, красивой и совершенной.

свернуть

Обогащение словарного запаса у детей