2022\2023

Консультация для родителей «Дорога не терпит шалости-наказывает без жалости»

Уважаемые родители!
Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И
каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж
точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домой, родители
начинают волноваться: «все ли благополучно?», придумывая различные
варианты развития событий, судорожно обзванивая друзей и знакомых, с
которыми, возможно находится их дитя. Только бы ничего не случилось! Это
извечная человеческая боязнь случая в наше время и обоснована она тем, что вот
уже несколько десятков лет несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни
ребенка, опережают болезни.
В дорожно-транспортные происшествия дети попадают не просто так. Одни
выбегают поиграть на проезжую часть дороги, догоняя свой мяч, другие выходя
на дорогу не посмотрев по сторонам, а виноваты в этом мы, взрослые это мы не
научили детей, не подсказали, не предостерегли. 95% несчастных случаев с
детьми на дорогах возникает в ситуациях, когда детям кажется, что опасности
нет или они успеют перебежать дорогу перед транспортом, или переходят
дорогу вне пешеходного перехода.
Дорога - угроза жизни детей. Достаточно изучить "истории болезней" детей,
пострадавших от травм, полученных в результате дорожно-транспортного
происшествия, побеседовать с врачом — хирургом или травматологом, чтобы
понять простую истину: Из каждых двадцати случаев девятнадцать, оказывается,
типичны, - часто повторяются, возникают в одних и тех же стандартных
ситуациях, число которых не так уж велико. Ситуации эти можно знать, а
поведению в них — научить. А значит, несчастье можно предотвратить! Только
следуя всем установленным правилам и требованиям, Вы сможете сохранить
жизнь и здоровье детей.
Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе и как
участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай,
как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не
просто их знать - у него должен сформироваться навык безопасного поведения
на дороге. Даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу там, где это
разрешено Правилами; в собственном автомобиле соблюдайте скоростной
режим; пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться
детям до 12 лет на переднем сиденье. Наглядный пример родителей будет куда
эффективнее, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет».
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной
ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице,
осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного
движения, ваш ребенок будет поступать так же!
Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую часть
только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем перейти,
дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки. Оказавшись рядом со
стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно
осмотреться, не приближается ли машина.
В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и
дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль,
оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного
появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков,
заборов.
Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, что бы
дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на
улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства.
Именно поэтому, начиная с 1,5-2 лет необходимо формировать у него комплект
«транспортных» привычек.
Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:
Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не
спеша.
Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь.
Переходите дорогу размеренным шагом.
Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных
переходах.
Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и
других предметов, закрывающих обзор.
Увидев автобус, стоящий на противоположной стороне не спешите, не
бегите.
Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с
ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать
внимание на дороге.
Переходите улицу строго под прямым углом.
Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора,
предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.
При переходе и на остановках общественного транспорта крепко
держите ребенка за руку.
Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.
Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на
дороге.
Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.
Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.
К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и
соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
Играй только в стороне от дороги.
Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на
перекрестках по линии тротуара.
Переходи улицу только шагом, не беги.
Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу.
Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо.
Не пересекай путь приближающемуся транспорту
Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда
он стоит.
Не высовывайся из окна движущегося транспорта.
Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к
тротуару или обочине дороги.
Не выезжай на велосипеде на проезжую часть.
Если ты потерялся на улице-не плачь. Попроси взрослого прохожего
или полицейского помочь.
Все понятия ребенок усвоит прочно, если его знакомят с правилами
дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используя для этого
соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом
на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом,
пешеходами. Обратите внимание на нарушителей, отметив, что, нарушая
правила, они рискуют попасть в беду.
Не пугайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее
вреден, чем безопасность и невнимательность!
Пусть Ваш пример послужит правильному поведению на улице не только
вашего ребёнка, но и других детей.
Уважаемые родители! Помните!
Дорога полна неожиданностей: она не терпит шалости- наказывает
без жалости! Лишь строгое соблюдение Правил станет залогом
безопасности вас и вашего ребенка!
свернуть

«Как познакомить ребенка с историей своей семьи»  или Путешествие в прошлое

Государственное учреждение образования

«Санаторный детский сад № 2 г.Лиды»

 

 

 

Рекомендации для родителей:

«Как познакомить ребенка с историей своей семьи»  или

Путешествие в прошлое

 

 

Подготовили:

воспитатели дошкольного образования

специальной группы №5

Костусик А.С.

Межинская О.В

 

 

 

Расскажите ребёнку о том, как вы были детьми. Рассмотрите вместе с ними семейный альбом и расскажите о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с вами (ваша мама – бабушка, ваш папа – дедушка, ваш брат – дядя и т.д.). Рассматривая фотографии, обращайте внимание на то, как одевались ваши родители, если на фото есть какие-то другие детали, расскажите о них.

Вспомните, в какие игры вы играли в детстве, с кем. Какие у вас были игрушки и как вы в них играли. Как выглядел дом или комната, где вы жили, на чем вы спали, где делали уроки. Чем больше мелочей вы вспомните, тем легче будет ребёнку представить жизнь во время вашего детства.

Если в вашей семье сохранились какие-нибудь семейные реликвии, расскажите ребёнку историю этих предметов. И если это старый плюшевый мишка или даже китайские фарфоровые вазы, позвольте ему прикоснуться к этим вещам. Представьте вместе, что их так же осторожно касались прабабушка, когда была маленькой. Может, вам стоит сделать ребёнка хранителем какой-нибудь семейной реликвии или рассказать ему о том моменте, когда эти предметы перейдут к нему. Если таких предметов, передаваемых из поколения в поколение, в вашей семье нет, то возможно, среди ваших вещей сохранилась какая-нибудь игрушка, которая принадлежала вам в детстве, или просто милая безделушка, которую можно отдать ребёнку как «весточку» из «маминой (или папиной) страны детства». Эта игрушка может стать талисманом, символом преемственности в семье. Пусть ребёнок возьмёт её с собой; когда будет рассказывать о вашей семье в детском саду.

Если вы знаете о происхождении вашей фамилии, расскажите об этом ребёнку. Постарайтесь воспитать в нем чувство гордости за свою фамилию с детства. 

Обязательно расскажите сыну или дочке, как ваша семья оказалась в тех местах, где вы живёте сейчас. Откуда вы приехали, на какой улице жили или ваши родители раньше, и как вы переехали в этот дом.

Расскажите ребёнку о том, как изменилась жизнь семьи, когда родился он, его братья и сестры. О том, как вы ждали их появления, как обрадовались, когда они наконец родились. Как вы выбрали для него имя. Расскажите малышу, кто помогал вам, пока он был маленьким. Вспомните смешные случаи из его детства, первые слова, сказанные им. Пусть у ребёнка возникает ощущение, что он был желанным, что близкие люди ждали его появления и приняли его как нового члена семьи.

Расскажите какой-нибудь необычный случай из вашей жизни или из жизни ваших родителей (бабушки и дедушки).

Не стоит рассказывать все за один день, очень важно остановиться до того, как ваш сын или дочка заскучают. Пусть лучше малыш с нетерпением ждёт продолжения, обещанного на завтра.

Старайтесь искренне отвечать на вопросы, которые возникают у вашего малыша во время рассказа. Зачастую в истории семьи есть моменты, которые мы пытаемся скрыть от детей. Конечно, кроме вас, никто не может решить, о чем говорить с ребёнком, а о чём промолчать, но помните, что дети очень хорошо чувствуют неискренность взрослого. А вот понимать и прощать они порой умеют лучше, чем многие взрослые.

Чтобы не запутаться во множестве имен, нарисуйте вместе генеалогическое дерево, причём тоже не за один вечер, а постепенно, двигаясь вслед за историями, дорисовывайте новые веточки. Если не сохранились фотографии ваших предков, можно попросить ребёнка нарисовать портреты прадедушек и прабабушек так, как он их себе представляет по вашим рассказам.

Поверьте, вечер воспоминаний доставит удовольствие не только вашему ребёнку, но и вам. «Семейная история» - это хороший повод, чтобы навестить и бабушку с дедушкой, если они живут неподалёку. Возможно, вы тоже откроете много нового для себя. 

 

 

 

свернуть

Консультация для родителей Народные традиции воспитания в белорусской семье

С давних пор семья рассматривалась как основа воспитания ребенка. Белорусские народные традиции закладывались в крестьянской семье и передавались из поколения в поколение.

Традиционно воспитание белорусских детей осуществлялось в многодетной семье. Рождение детей в семье было радостью: «Многа дзяцей – многа клопату, але і радасці шмат». Многодетная семья считалась идеальной, ибо благосостояние зависело от того, сколько в ней тружеников. Недаром в песне молодой муж просит жену:«Радзі мне дзевяць сыноў, а дзесятую дочку…Сыны будуть поле баранаваць. А дачка хустачкі ткаць.» Кроме того, стремление иметь много детей было связано еще с тем, что в большой семье легче воспитывать детей. Не случайно народная мудрость гласит: «Адно дзіця – не дзіця, двое дзяцей – палова дзіцяці, трое дзяцей –гэта дзіця».

Семьи, как правило, были многопоколенными. Кроме детей и родителей, в семье были бабушка и дедушка, замужние и незамужние тети, дяди, их дети. Система родственных отношений позволяла совсем маленьким детям усваивать первые понятия родства: «отец», «мать», «брат», «сестра», «дедушка», «бабушка», «дядя», «тетя». Кроме того, дети ориентировались и в таких понятиях, как «братавая» (жена мужа), «деверь» (брат мужа), «невестка» (жена сына), «пасестра» (двоюродная сестра).

Белорусский народ отмечает влияние наследственности в становлении личности ребенка, как в физическом, так и моральном. Забота о выборе физически крепкого жениха и невесты, рождении здорового ребенка проходит красной нитью через всю белорусскую народную педагогику. «Сава не народзіць сокала», «Як добрае семя, дык добрае племя», «Які род, такі плод», «І мой бацька такі маўся, і я ў яго ўдаўся», «Ад добрага кораня – добры парастак».

Традиционно воспитание рассматривается как ведущий фактор развития личности. «Разумным дзіця не родзіцца». «Нягоднік не родзіцца, а робіцца». К перевоспитанию относились весьма скептично. «З лысага цялятка лысы вол будзе», «Сокала не пераробіш у саву».

Благоприятный семейный микроклимат является традиционно важнейшим условием воспитания детей. Все споры и недоразумения решались только между мужем и женой, не на людях, дети при этом не присутствовали. Родственники при детях старались не обсуждать проступки близких им людей, особенно родителей. Как говорится, не выносили сор из избы.

Кроме того, пример родителей рассматривается как основной метод воспитания. «Дзе ў сям’і лад, там і дзеці добра гадуюцца». «Якая матка, такое і дзіцятка». «Якое дрэва, такі і клін, які бацька, такі і сын».

Воспитание детей – это святая обязанность всех родителей. «Умеў дзіця радзіць, умей і вывучыць». «Твае дзеткі – табе і глядзеці».

Белорусский народ учит, что воспитание не простое дело, это сложный, кропотливый и длительный процесс. «Дзяцей ўзгадаваць не курак пасклікаць». «Што ў маленстве выхаваеш, на тое ў старасці абапрэшся».

Весьма актуальным является традиционный наказ: воспитание детей начинать как можно раньше, с малых лет. «Выхоўвай дзіця як упоперак лаўкі ляжыць». «Гні галінку, пакуль маладзенькая». «Не паслухаў малы, не паслухае і вялікі».

Воспитание в белорусских семьях отличалось строгостью и требовательностью к детям. Большинство придерживалось мнения, что детей нельзя «распускаць», «патакаць ім». «З пестуна нічога не выйдзе». «Малому не панукай, а што трэба дай». «Да пяці год пястуй дзіця, як яечка, з сямі – пасі як авечку, тады выйдзе на чалавечка». Вместе с тем народная мудрость предостерегала от чрезмерной строгости и жестокости в воспитании детей. «Не біце дубцамі – павучайце слаўцамі». «Сілай адабраць можна, а даць – не». «Не біце вяроўкамі, а навучайце гаворкамі».

Считалось, что ласка, теплота, любовь позволят добиться наилучших результатов в воспитании. Близкие люди относились к детям с большой любовью. В народе говорили: «Ласка душу дастане». У белорусов существовала «школа пестования». Мать, бабушка, нянька (сестра, которой исполнилось пять лет) пели ребенку колыбельные песни, убаякивая его, развлекали потешками.

Физические наказания использовались как исключительная мера (битье ремней «спряжкой», прутом «березовой кашей»). Чтобы не покалечить ребенка, остерегались бить по голове, по животу, а также тяжелыми предметами. В народе считалось, что «розга – не навука». Использовались такие методы воспитания, как убеждение, внушение. Кроме того, белорусский народ отличается исключительным терпением, особенно в воспитании маленьких детей. «Не той моцны, хто стрымлівае коней, а хто стрымлівае сябе». Если ребенок ударялся о какой–нибудь предмет (стол, стул и др.) и его надо было успокоить, то этот предмет били и ругали до тех пор, пока ребенок не успокаивался. При этом приговаривали, что «стол плохой, потому что обидел нашего Ванечку». Отвлекаясь от боли, ребенок успокаивался.

В белорусских семьях было принято давать ребенку любую игрушку или предмет, который он требует, только бы он не плакал.

Детей не попрекали без необходимости: «Не крычы, а лепш навучы». При чужих людях вообще не осуждали. Наоборот, нередко можно было наблюдать такие ситуации, когда мать в присутствии посторонних, не близких людей, стремилась похвалить своего ребенка.

Характерной была равная любовь ко всем детям. Белорусский народ считает: «Каторага пальца не урэж, то кожны баліць». Родители любили всех своих детей, но с особой нежностью относились к новорожденным, «немаўляткам» – детям до года, пока они не научались говорить и ходить.

Традиционно основным воспитателем ребенка считалась мать. «Якая матка, такое й дзіцятка». «Ніхто дзецям так не спагадае, як матка радная».

Главной обязанностью матери являлось воспитание детей. «Не тая маці, што нарадзіла, а тая, што ўскарміла». Все мысли и заботы матери были о детях. «Маці сама не з’есць, а дзіце накорміць». «Як дзіця плача, у маткі сэрца з болю скача». Народная мудрость является подтверждением этому: «Пры сонейку цепла, пры маці добра».

С момента рождения дети находились под присмотром матери. Мальчиков она опекала до 14–16 лет, пока они не становились помощниками по хозяйству. С малых лет мать приучала дочку к ведению домашних дел: учила готовить еду, убирать в доме, шить, вязать, ткать и др., тем самым готовила к будущей семейной жизни, выполнению основной функции женщины – материнству.

Сына, как будущего работника, хозяина, главы дома, мать с детства приучала заботиться о других членах семьи, выполнять более тяжелую и сложную работу, принимать самостоятельные решения, проявлять силу духа, физическую крепость.

Вместе с тем, истинным авторитетом в семье по праву являлся отец. Он был главный и полноправный хозяин, главный советчик. Все члены семьи, дети и мать, подчинялись отцу. «Бацькоўскае слова дарэмна не гаворыцца». «Свой бацька насварыцца і пашкадуе». «Хлеба не станець – бацька дастанець».

Отец относился к дочери со строгостью. «Бацька не матуля: не пацалуе і не прытуле». Но по традиции в хороших крепких сельских семьях отец заботился о ней, часто в праздники делал подарки. У дочерей отец воспитывал аккуратность, рассудительность, приветливость, сердечность и деликатность.

С малых лет отец воспитывал сыновей как будущих хозяев и работников. Важнейшими качествами, которые воспитывались у мальчиков были трудолюбие, самостоятельность, ответственность.

В крестьянской семье, как отмечает Л. В. Ракава, существовало неписаное правило: «Дети во всем должны подчиняться родителям». В большинстве семей распоряжения родителей, особенно отца, не подлежали обсуждению, выполнение их детьми являлось обязательным. Под присмотром и контролем отца дети находились до вступления в брак.

Авторитет бабушек и дедушек был непререкаемым. Они являлись основателями рода, старшими членами семьи, основателями семейных традиций. К мнению бабушек и дедушек прислушивались. К старшему поколению обращались за советом не только дети, но и все члены семьи. Поучительной в этом отношении является белорусская народная сказка «Стары бацька»: «А сыны ўжо барадатыя часта прыходзяць к старэнькаму бацьку пажупіць пра хаждайства ды папытаць старога: калі і дзе што сеяць, як лепш абрабляць поле, як даглядаць цялятак ды ягнятак. Старэнькі ўсе ім скажа, усяму навучыць».

Народная мудрость гласит: «Паважай старэйшых, бо сам стары будзеш», «Пасадзі на печ дзядулю, і цябе ўнукі пасадзяць», «Што кажа стары на глум – бярэ малады на вум».

Уважительное отношение к старшему поколению проявляли прежде всего сами родители. Так, отца или мать в старости забирали к себе и досматривали, по традиции это был младший сын или старшие дочка и сын.

Бабушки и дедушки передавали не только свой богатый трудовой опыт, но и учили детей моральным заповедям:

– нельзя делать того, что осуждают взрослые,

– нельзя не трудиться, если мать и отец трудятся,

– нельзя требовать того, что мать и отец дать не в силах.

 

Как пишет, С. П. Жлоба, «бабка–повитуха» считалась одним из главных родственников, даже если она не была связана кровным родством своего восприемника. Она обязательно присутствовала на крестинах, при первом купании ребенка, готовила его к исповеди.

Такие «родственные» отношения между бабкой–повитухой («бабой» – так называли ее на Полесье) закрепились в прекрасном воспитывающем обычае, который по свидетельству С. П. Жлобы, сохранился до сих пор на Лунинеччине: «Все восприемники «бабки» собираются раз в году в ее доме, как большая семья, иногда человек 30–40, от младенцев, которых приносят матери или крестные, до людей в зрелом, а то и пожилом возрасте.

Традиционным был обряд крещения детей. Для этого выбирали крестных, которые наряду с родителями несли всю ответственность за воспитание детей. Крестные родители были даже важнее кровных родителей, ибо отвечали перед всем родом за воспитание своего крестника. Крестный брал ребенка с собой в церковь, мастерил игрушки, брал на рыбалку, в лес, на сенокос. В свою очередь дети обязаны во всем слушаться своих крестных .

Каждый ребенок обязательно носил крестик. Детей водили на все религиозные праздники в церковь, а у особо верующих и в другие дни. Если ребенок зевал, то ему крестили рот. Молитвам обучали с 4–6 лет. Вначале это был «Отче наш», а затем и более сложные молитвы.

Отношения с соседями чаще всего были доброжелательными. «Бліжняга суседа пасадзі ўперадзе ўсіх». «Бліжні сябра лепш двух дальніх». «Чаго сабе жадаеш, таго і суседу». Детей учили уважительному отношению к соседям, показывая своим примером: «Суседька–лебедка».

У белорусов издревле существовал такой обычай: если дети оставались без родителей, их брали на воспитание в свои семьи родственники, соседи, сельчане. «Хто не любіць чужых дзяцей, той ніколі не ўзгадае ўласных – народжаныя дзеці будуць паміраць у раннім узросце».

Традиционными были формы обращения друг к другу семье. Маленьких детей обычно называли ласково: «А дзіцятачка ты мае роднае», «Мае сонейка», «Мая ластаўка», «Мая кветачка», «Мой сыночак». Использовали в речи уменьшительно–ласкательные суффиксы: Манечка, Степочка и др. В свою очередь дети так обращались к взрослым: «Родна матачка», «Бабулька мая, галубка мая!» и др.

К родителям, бабушкам и дедушкам дети обращались на «вы». Это рассматривалось как знак уважения. «Вы матуля», «Вы тата, татка», «Вы бабуля», «Вы дзядуля».

Кроме того, описывая традиции воспитания в белорусской деревне, Л. В. Ракава пишет о таких правилах культуры общения для детей:

– уступать один другому, если поссорились,

– не жаловаться друг на друга («пабіліся – памірыліся»),

– в присутствии взрослых разговаривать тихо, не кричать,

– не вмешиваться в разговор взрослых,

– если возникает необходимость обратиться с вопросом к взрослому, то необходимо дождаться конца разговора,

– входя в дом или выходя (у чужих людей) закрывать двери тихо, не стучать,

– не размахивать руками во время разговора,

– не разговаривать во время еды,

– здороваться с каждым, даже незнакомым человеком.

Воспитание детей в труде традиционно для белорусов. Нередко роды проходили прямо в поле и, перерезав пуповину серпом, женщина относила младенца домой прямо в подоле, а затем нередко возвращалась, чтобы подоить корову. Новорожденных брали с собой на работу, подвешивали люльку к дереву, занавесив ее от мошкары, время от времени покачивая.

В народе поощрялось раннее приучение детей к труду, считалось, что все должны трудиться. С 5 лет девочки заботились о младших братьях и сестрах, становились няньками, а мальчики с 7 лет пастушками. С малых лет детей приучали к уходу за животными и растениями. Вначале маленькие дети кормили цыплят, ягнят, а постарше телят, жеребят. Почти в каждом деревенском доме держали кошку, была собака. Все это позволяло развивать у детей чувство человечности, проявлять гуманность к окружающим.

Труд у белорусов рассматривается как первое, главное направление в воспитательной системе, а также основное средство воспитания детей. «Дзетачка спі, а дзела помні». «Праца не паганіць чалавека, а корміць і поіць». «Без працы не будзе дзецям шчасце». Критерием высоконравственного поведения является добросовестное отношение к труду. «Не той харош, хто прыгож, а той харош, хто для дзела гож». Родители ценили детский труд, терпеливо, с пониманием относились к тем или иным промахам, понимали, что труду необходимо учиться и это дело не одного дня.

Для белорусов характерным является культ предков, ибо после смерти они оставались для детей заступниками и жили в доме в образах духов и домовых. Эта традиция находила отражение в следующем:

– гордость за дела предшественников,

– легенды и воспоминания,

 

– сохранение семейных реликвий (икон, орудий труда – прялки, веретена, предметов быта – ручников и др.),

– поминание, существовал обычай в честь умершего посадить дерево или давать его имя новорожденным,

– приобщение детей к обряду «Деды», наведывание могил.

Проживая в многопоколенной семье, дети хорошо знали своих предков (место жительства, род занятий, степень родства, чем прославили свой род). Их жизнь была примером для детей.

Воспитание глубокой благодарности родителям – одна из народных традиций в семейном воспитании. «Няма лепшага друга, як родная маці». «Маміна крыло і ў мароз цеплае». «Бацька памрэ, то палавіна сіраты, а як маці памрэ, то цэлая сірата». «Шануй бацьку з маткаю: другіх не знойдзеш». «Добрае дзіця бацькоў думкі адгадвае». «Няма такіх крамачак, дзе б прадавалі мамачак».

У белорусского народа осуждается неблагодарность детей своим родителям. «Датуль матка міла, пакуль ножкі мыла». «Хай таму дзіцятку язык адваліцца, калі на людзях бацьку няславіць». «Як бацькі кормяць дзяцей, то дзеці скачуць, а як бацькі на дзіцячым хлебе, то плачуць». «Хто бацьку шануе, той і дзецям добрую долю гатуе».

свернуть

«Растим маленьких патриотов»

Рекомендации для родителей

«Растим маленьких патриотов»

 

 

          Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств.

         Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы!

     В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представление о том, чем славен родной край.

         Родной город... Во время прогулок со своим ребёнком расскажите ему, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Задача родителей — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная воспитывать маленького патриота, родители сами обязаны хорошо знать свой край, традиции народа и продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.

Продолжением нравственно-патриотического воспитания является знакомство детей с другими городами Беларуси, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию того, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

 

Уважаемые родители!

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города, во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Поощряйте ребенка за примерное поведение в общественных местах.
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Вместе читайте книги, смотрите передачи, кинофильмы, рассказывающие о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Рассказывайте ребёнку об испытаниях, выпавших на долю наших предков, из которых они вышли с честью.
  • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами города, страны.
  • Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
  • При общении с ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты, помните, чем больше выражаете недовольство, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  • Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

 

 

 

 

   

 

свернуть

Рекомендации для родителей «Растим маленьких патриотов»

Рекомендации для родителей

«Растим маленьких патриотов»

 

 

          Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств.

         Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы!

     В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представление о том, чем славен родной край.

         Родной город... Во время прогулок со своим ребёнком расскажите ему, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Задача родителей — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная воспитывать маленького патриота, родители сами обязаны хорошо знать свой край, традиции народа и продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.

Продолжением нравственно-патриотического воспитания является знакомство детей с другими городами Беларуси, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию того, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

 

Уважаемые родители!

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города, во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Поощряйте ребенка за примерное поведение в общественных местах.
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Вместе читайте книги, смотрите передачи, кинофильмы, рассказывающие о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Рассказывайте ребёнку об испытаниях, выпавших на долю наших предков, из которых они вышли с честью.
  • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами города, страны.
  • Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
  • При общении с ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты, помните, чем больше выражаете недовольство, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  • Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

 

 

 

 

   

 

свернуть

Парады для бацькоў Далучаем дзяцей да роднай мовы

Не знiшчым мы, не страцiм, не загубiм
Сваiх лугоў, сваіх азёр, сваiх лясоў.
I родны край, i мову не разлюбiм.
У кожным сэрцы гэты дзеяслоў.
В. Гардзей
Чалавечая мова – гэта, як вялiкi стары таямнiчы бор, поўны жыцця, поўны
звонкiх спеваў, нязнаных вясёлых i страшных шэптаў, поўны радасцi і смутку.
Услухайцеся ў родную мову! I вы пачуеце словы моцныя i велiчныя, як
дубы, што ўзносяцца ў неба, ёсць словы вясёлыя, як песня сонца, ёсць словы,
якiя звоняць нiбы жураўлiкi ў небе, альбо скардзяцца, як енк.
Паглядзiце, як гэта цiкава: некаторыя словы самiм сваiм гучаннем як бы
пераймаюцъ тое, што выказваюць, напрыклад: рык, гром, свiст, гук.
Раскрыць дзецям прыгажосць роднай мовы, паказаць яе мiлагучнасць -
адзiн са шляхаў выхавання любвi да сваей Радзiмы.
Дык будзем з замiлаваннем услухоўвацца ў нашу мову, разам вучыцца
мове, далучацца да невычэрпных крынiц беларускай лiтаратуры, мастацтва,
гiсторыі роднага краю.
Неабходна старацца як найлепш карыстацца роднай мовай, з павагай
адносiцца да яе, прывiваць любоў i пашану да мовы Бацькаўшчыны нашым
дзецям.
Хацелася б, паважаныя бацькi, каб нашым дзецям прывiвалася пашана да
роднай мовы як у садку, так i дома.
У кожнай беларускай сям’i павiнны быць часопiсы, кнiгi для дзяцей на
роднай мове. Выхаванне дзяцей павiнна грунтавацца на роднай гiсторыi, на
родным фальклоры, на родных традыцыях.
Як мага больш чытайце дзецям апавяданняў, казкаў; вучыце вершы,
прыказкi, пашырайце слоўнiкавы запас.
У нас ёсць надзея, што з вашага боку мы сустрэнем аднадумцаў,
падтрымку i дапамогу.
 
свернуть

Рекомендации для родителей развитию у воспитанников связной диалогической и монологической речи детей

«Как развивать связную монологическую речь у детей?»
Каждый из нас, хотя бы раз, задумывался, почему нашим детям так
трудно рассказать о том, чем он занимался в детском саду, кого увидел в
зоопарке? Мы уже настолько привыкли к «молчаливому» и немногословному
общению между детьми и родителями, что это нас не волнует. А на самом
деле есть о чём беспокоиться, ведь как показывают результаты диагностики,
у многих детей отмечаются затруднения в составлении рассказов, в
воспроизведении услышанной сказки или истории. Что же делать?
В первую очередь родителям необходимо пересмотреть своё
немногословное общение с ребёнком. Только в общении с родителями дети
узнают много нового и интересного, обогащают свой кругозор и расширяют
словарный запас. Мамы и особенно папы должны следить за правильностью
своей речи.
Вот несколько советов, которые помогут речь вашего ребенка
изменить в лучшую сторону.
Разговаривайте с малышом.
Если вы идете по улице, увидели деревце - это уже повод поговорить
со своим собеседником: «Ой, смотри, какое деревце. Оно уже без листвы.
Ему, наверное, холодно. На улице поздняя осень. Ранней осенью очень
красиво, деревья покрыты разноцветной листвой. И т.д.» Ваша речь должна
быть эмоциональная, неторопливая, четкая. Увидите, ребёнок с огромным
удовольствием будет поддерживать ваш рассказ. Рассказывайте детям о том,
что вы сейчас делаете или будете делать, с чего начнете, и чем закончите.
Таким образом, вы обогатите словарный запас и научите детей строить и
излагать последовательно свой рассказ.
Читайте.
Многие дети любят слушать книжки. Попробуйте после прочтения
рассказа отметить– какие герои вам больше всего понравились и почему . А
потом попросить ребёнка включиться в ваш рассказ, пофантазировать на
тему, а что будет дальше с лисой, которая проглотила колобка? Какая лиса?
Какой по характеру колобок? Такие диалоги на тему любой сказки
запомнятся ребенком. Он чаще станет спрашивать о героях произведения и
даже, будет цитировать их.
Читайте и играйте.
Спросите у своих родителей, какие они сказки знают. Многие ответят
«Репка» или «Колобок», а теперь попросите рассказать эту сказку. Вот тут-то
возникают большие затруднения. А что если предложить детям «поиграть в
сказку», конечно сначала прочитать. Необязательно использовать кукольный
театр, достаточно взять любые игрушки, находящиеся под рукой. Сначала
ребёнок будет лишь управлять куклой, вы будете главным сказочником. Но в
скором времени можно распределять роли, и даже предложить ребёнку роль
главного сказочника. Начните с самых простых сказок: «Курочка Ряба»,
«Репка», «Теремок». Ребятам очень нравиться такая игра, даже самым
маленьким.
Придумывайте загадки.
Детям очень нравиться отгадывать загадки. А пробовали вы сами
придумывать загадки? Попробуйте и научите деток! Например, возьмём тему
«Игрушки». Подбираем карточки, на которых изображён цвет, форма, части
игрушки, из какого материала сделана, как с ним можно играть. По каждой
схеме ребёнок составляет по нескольку описательных предложений и вот что
может получиться:
«Он круглый по форме, красного цвета, он твёрдый, тугой и
резиновый. Его можно кидать, отбивать, бросать, катать».
Рисуйте и фантазируйте.
Составить ребёнку связный развёрнутый рассказ по серии картинок и
по одной сюжетной картинке очень трудно. Часто рассказ состоит из слов-
действий. Поэтому можно попробовать на практике такой метод, как
рисование схематично предложений по картинкам. Например: ребёнку
предложили составить рассказ по серии картинок, вот что получилось:
«Зайчик морковку несёт. Козлик тоже захотел. Он открыл рот. Он удивился.
Зайчик на мостик, а козлик за ним»
Этот рассказ не развёрнутый, малосодержательный, непонятен сюжет.
И тогда мы берём в руки карандаш и начинаем фантазировать:
- Давай назовём животных. Зайчик Бяшка, а козлик Васька. Как ты
думаешь, откуда зайчик Бяшка взял морковку?
- Он её сорвал.
А где растёт морковка?
- В огороде.
- У нас получилось, зайчик Бяшка сорвал морковку в огороде. Как
думаешь, какая морковка попалась зайчику?
- Сочная, хрустящая, сладкая и т.д.
В результате у нас получается вот такой рассказ, который ребёнок по
схеме рассказывает сам: «Однажды зайчик Бяшка сорвал в огороде морковку.
Морковка попалась сочная, хрустящая, сладкая. Вдруг встретился зайчику
козёл Васька. Захотелось ему тоже эту морковку попробовать. Решил он
пойти за зайцем. Догнал его на дороге и хотел морковку незаметно скушать,
разинул рот. Но тут на дороге появилась большая и глубокая яма. Бяшка
перепрыгнул через яму, Васька очень удивился. Но в яму не упал. Он тоже
сумел перескочить через яму. Догнал он зайчик на мосту и решил его
ударить лбом. Побежал, разогнался, а Бяшка подпрыгнул очень высоко.
Врезался козёл Васька в дом зайчика».
Играйте с детьми в настольные игры.
В настоящее время продаётся множество игр для развития связной
речи: «Составляем сказку», «Волшебный паровозик», «Логический поезд»,
«Что сначала, что потом», «Рассказы с необычным концом»,
«Логопедическое лото».
«Как развивать связную диалогическую речь у детей?»
Первый пункт успешного обучения диалогу – разговоры на любые
темы, всегда и везде, расширение знаний о мире и словарного запаса.
Второй пункт – развитие диалога сначала невозможно без
специальных игр, побуждающих к ведению беседы. В процессе игры также
важно описывать, что вы чувствуете, учите и малыша проявлять эмоции.
Удивляйтесь, смейтесь, грустите, но вместе с ребенком. Это будет означать,
что вы ему доверяете.
Третий пункт – чтение детской литературы. Диалоги сказочных
героев дают ребенку наглядный пример ведения беседы.
Четвертый пункт - словесные поручения. Когда дети погружаются в
ситуацию, им легче воспринимать правильно все, что происходит. Для
тренировки и построения диалога ребенку можно предлагать выполнение
несложных поручений, в которых нужно к кому-либо обратиться с просьбой,
обсудить какую-то тему или сообщить новость.
Пятый пункт - разнообразные игры , через которые происходит
формирование навыков и умений диалогической речи. Можно использовать
ролевые, подвижные игры, театральные постановки в виде инсценировок и
драматизаций, а также дидактические.
Упражнение "Диалог" Исследование коммуникативной функции,
возможностей использовании речи, как средства общения.
Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого,
задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что
малыш ответит. Например, возможен такой диалог:
Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Молодец!
Игра "Что мы видим во дворе?" Вместе с ребенком посмотрите в
окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то,
что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
Упражнение "Давай поговорим" Является обычной беседой на
бытовые темы.
Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и
ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел?
Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?
Милые мамы и мужественные папы!
Хотя бы часок в день, превращайтесь в маленьких, беззаботных
малышей: играйте, читайте, фантазируйте вместе с ребенком.
И успех грамотной и красивой речи гарантирован!
свернуть

Консультация для родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом

Государственное учреждения образования

«Санаторный детский сад №2 г. Лиды»

 

 

 

 

Консультация для родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель дошкольного образования 

группы №5 

Костусик А.С.

 

 

 

Октябрь, 2022

Детский церебральный паралич – это группа детских заболеваний, обусловленных поражением нервной системы и сопровождающихся отсутствием или ограничением произвольных движений.

Различают три степени тяжести этого заболевания. 

При легкой степени ДЦП ребенок может самостоятельно двигаться, владеет навыками самообслуживания. При средней степени тяжести малыш требует некой помощи со стороны взрослых. В случае тяжелого течения ДЦП ребенок полностью зависит от окружающих.

Существует несколько форм ДЦП. Клинические проявления и проблемы, связанные с ДЦП, могут колебаться от очень незначительных к очень выраженным. Тяжесть проявлений связана с массивностью повреждения мозга.

Что делать, если выставлен диагноз ДЦП?

Детям с таким серьезным заболеванием важна не только медицинская, но и педагогическая помощь. Родителям нужно вместе со специалистами – врачами, педагогами – составить единый комплекс воздействия на ребенка.

Детей необходимо обучать правильным движениям, применять соответствующую дефекту лечебную гимнастику, работу на тренажерах, водолечение, длительный массаж, ортопедические средства. Огромное значение имеет ранняя логопедическая работа. Эффективность логопедического воздействия возрастает за счет медикаментозного лечения.

Вместе с тем должна проводиться необходимая коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность и т.п.

Необходимо формировать познавательную деятельность малыша, воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более, что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм. Очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены, а также других бытовых навыков.

В процессе воспитания детей с церебральным параличом важную роль играет правильное отношение родителей к больному ребенку. Опыт показывает, что одни родители чрезмерно опекают больного ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования и даже капризы. Чрезмерная опека мало кому идет на пользу, детям с церебральным параличом не идет на пользу вообще. Гиперопека со стороны родителей создает почву для возникновения у детей таких нежелательных черт характера, как капризность, упрямство, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происходящему вокруг. В дальнейшем дети очень тяжело приспосабливаются к условиям взрослой жизни в обществе, к самостоятельности. У них формируется пассивное потребительское отношение к жизни. Таким образом, родители, имея самые добрые побуждения, чрезмерно опекая ребенка, приносят ему зачастую непоправимый вред.

Другие родители, наоборот, занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка с церебральным параличом. Эти родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных и речевых возможностей. Нередко при невыполнении ребенком этих требований прибегают к наказаниям. В результате подобного поведения родителей у детей возникают излишняя плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше ухудшает физическое и психическое состояние.

Обращаем внимание родителей на необходимость активного включения больного ребенка в повседневную жизнь семьи.

Несмотря на двигательные и речевые нарушения разной степени выраженности, ребенок должен в качестве равноправного члена семьи принимать посильное участие в домашних делах и заботах. Родительский такт в таких случаях выражается в умении предложить ребенку доступные и посильные дела. Такое распределение обязанностей в семье будет способствовать сглаживанию у ребенка ощущения ущербности и развитию положительных сторон его личности.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Необходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное церебральным параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет. Относитесь к своему больному ребенку с бесконечным терпением, с большим оптимизмом, верой и любовью. Помните, что в зависимости от ваших реакций и поведения ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь каких-то успехов.

Родители должны понять сами и внушить ребенку, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать.

Основные правила родительского взаимодействия с ребенком

1 Активность и самостоятельность ребенка.

Родитель обязан помочь ребенку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное – наблюдать неудачные попытки ребенка, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности – ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что ваша вера в возможности и силы ребенка придают ему мужество.

2 Постоянная упорная тренировка каждый день.

Любое развитие – и физическое, и умственное – происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребенок должен пройти сам. Только тогда он действительно научится управлять собой.

Наша с вами задача – развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребенком все более сложные цели. Каждая уступка лени – это предательство своего ребенка.

3 Сознательная беспомощность родителя.

Если вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребенка и готовы что-то сделать за него – вы жалеете не его, а себя! Если вы сделали что-то за ребенка, вы отняли у него шанс научиться чему-то новому. Необходимо активизировать сохранные психические и физические возможности ребенка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Ваша цель – превращение этих возможностей и навыков в средство для полноценной творческой жизни ребенка. Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать и физические недостатки ребенка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников. Поэтому можно

и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.

4 Безусловное принятие ребенка и его дефекта родителями.

Одной из основных проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребенка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребенку. Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребенка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.

Гармоничное личностное развитие ребенка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание, и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Главным принципом общения родителей с ребенком является «необходимость достижения как можно большего там, где это возможно». Больному ребенку необходимо то же самое, что и здоровому, и вы в состоянии дать ему то, в чем он нуждается больше всего, – осмысленную заботу и вашу любовь.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья будут обязательно вознаграждены!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

«Развитие связной речи у детей в семье»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Развитие связной речи у детей в семье»

 

Сложно переоценить значение связной речи, ведь это не только умение верно излагать свои мысли, правильно говорить, но и возможность познавать окружающий мир. Большое значение приобретает развитие связной речи в семье. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д.

 

 

Советы для родителей по развитию связной речи детей 4-5 лет

Используйте для занятий то, что ваш ребенок видит вокруг, — дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" — "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." — "А что есть у дерева?" — "Корень, ствол, ветки, листья..." Постепенно, когда дети хорошо усвоили названия основных цветов можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" — "Дом, дерево, человек..." — "А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" — "Река, улица, лента..." — "А что шире — ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

Само собой разумеется, для развития речи детей дошкольного возраста трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трех летний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" — "Зайчика". — "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.

Можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка — елочка — корзинка — грибок — ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу.

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им следующие задания.

  1. Вспомни случай.

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей.

  1. Говорим по-разному.

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж.

  1. Всегда под рукой.

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

  1. Лучший друг.

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький — или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

  1. Истории из жизни.

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился.

  1. Мой репортаж.

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты.

  1. Семейное ток-шоу.

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон — и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве" и т. д.

  1. Измени песню.

Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.

  1. Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

 

свернуть

Рекомендации родителям по коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

Рекомендации родителям по коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

 

  • Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;  
  • Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать и т.д.)  
  • Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;
  • Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);  
  • Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);  
  • Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
  • Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры «Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей); 
  • Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;  
  • Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);  
  • Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе); 
  • Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;  
  • Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.         Формирование коммуникативных качеств - важное условие нормального психологического развития ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба.

 

 

 

свернуть
Меню раздела