Занимаемся дома

Артикуляционная гимнастика как основа правильной речи

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Чтобы малыш научился правильно произносить звуки его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение помогает:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе ребенок должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.

Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего ребенка.

Рекомендации к проведению упражнений:

- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 5-7 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

- После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: «Что делают губы?», «Что делает язычок?», «Где он находится (вверху или внизу)?».

- Сначала упражнения проводятся медленно, затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

- К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

- В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

 

Артикуляционная гимнастика

1. «Построить забор» - Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

2. «Трубочка» - Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

3. «Загони мяч в ворота» - Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

4. «Накажем непослушный язычок» - Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

5. «Лопатка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10.

6. «Кто дальше загонит мяч?» - Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный конец стола.

7. «Почистим зубы» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх «выбросим мусор»; так же верхние.

8. «Приклей конфетку» - Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

9. «Грибок» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

10. «Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.

11. «Гармошка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

12. «Фокус» - Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

13. «Пароход гудит» - Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

14. «Индюк» - Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала

производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл(как индюк болбочет).

15. «Качели» - Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык на верхнюю губу и удерживать под счет до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

16. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

17. «Маляр» - Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

18. «Барабанщик» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

ПОМНИТЕ! Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовнос

свернуть

Методы и приёмы формирования правильного речевого дыхания у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Речь - это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует правильному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности речи.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

• Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-5 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.

• Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха

• Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи.

• В играх, развивающие дыхание строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее.

 

Для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи используются игры и упражнения:

«Дождик»

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: изготовленный мобиль «дождик».

Дети подходят к мобилю, делают вдох носом и на выдох сильно и плавно дуют на капельки дождя.

 

«Карандаши-спортсмены»

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Перед ребенком, сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

 

 

 

«Свисток»

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).

Оборудование: маленькие пузырьки с маленьким горлышком из-под лекарств.

Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

 

«Погреем ладошки»

Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: «греем ладошки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О».

 

«Отгадай по запаху»

Цель: формировать носовой вдох.

Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.

Ребенку необходимо понюхать, отгадать запахи и найти одинаковые.

 

«Качели»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох,

Качели вниз (выдох,

Крепче ты, дружок, держись.

Вдох и выдох производится через нос.

 

«Раз, два, три лети»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Оборудование: палочки с прикрепленными на лентах картинками с изображением птиц, животных, насекомых.

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит слова: «Раз, два, три лети…» дети вдыхают воздух через нос и дуют через рот на картинки.

 

 

 

 

«Настоящий футбол»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование небольшой легкий шарик, коробка-футбольное поле, трубочки.

Два игрока дуют в трубочки и пытаются забить гол в ворота.

 

«Осеннее дерево»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: дерево с листочками из тонкой бумаги.

Ребенок или дети подходят к дереву, нужно плавно и сильно подуть на листочки.

 

«Кораблик»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл.

 

«Воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные шары.

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

 

«Колобок»

Цель: формировать сильную направленную воздушную струю.

В невысокой коробочке делается макет леса с дорожкой и животными (волк, заяц, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.

Колобок-колобок,

Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

 

«Весёлые клубки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Ребенок, сматывая нитки в клубок, на выдохе произносит любой гласный звук.

 

«Ветерок в бутылочке»

Цель: формировать сильную воздушную струю

Оборудование: небольшие пластмассовые бутылочки с трубочкой, наполненные шариками пенопласта.

На выдохе- ребенок дует в трубочку так, чтобы шарики летели в бутылочке.

 

 

«Бабочка»

Цель: формировать сильную воздушную струю.

На стол выставляется цветочная полянка. Ребенок должен сдуть бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

Бабочка-красавица

На ладошку села.

Вместе с легким ветерком

На полянку полетела.

 

«Вертушка»

Цель: формировать сильную воздушную струю.

Оборудование: вертушки на палочке.

Ребенок держит вертушку перед собой, делает вдох носом и на выдохе сильно и плавно дует на вертушку, так чтобы она завертелась.

 

«Комар»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка «комар».

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).

Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

З-з-з - комар звенит.

 

«Жуки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка - жук.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

 

«Тигренок»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «р»).

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

 

«Султанчики»

Цель: формировать сильную и плавную воздушную струю.

Оборудование: султанчики, изготовленные из коробочек из-под киндер сюрпризов на палочке.

 

 

Ребенок держит султанчик перед собой, делает вдох носом и на выдохе сильно и плавно дует на султанчика.

 

«Изобрази животное»

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображ

свернуть

Домашние задания по развитию речи

Автоматизация звуков в домашних условиях

Если Ваш  ребенок отдельные звуки произносит  чётко, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо, значит, необходим процесс так называемой «автоматизации» звука.

Автоматизировать звук – это значит постепенно, последовательно ввести звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.  Автоматизация звука – длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Главная задача – постепенное, последовательное введение  звука в самостоятельную речь ребенка.

Работа по автоматизации звука трудна для нервной системы ребенка, она требует большой осторожности и постепенности, которые вырабатываются в переходе от изолированного звука к различным типам звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, в дальнейшем к различным видам развернутой речи. У ребенка не всегда может все получаться сразу. Необходимо терпение со стороны родителей, нужно постараться внушить веру в успех, убедить ребенка, что у него обязательно все получится. Дома нужно больше проводить занятий в виде игр, больше поощрять ребенка, давая ему при этом положительный эмоциональный настрой. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно, совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

  1. Автоматизация звука в слогах

Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах.

Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными А, Ы, О, У сначала в прямых слогах: СА, СЫ, СО, СУ, затем в обратных: АС, ЫС, ОС, УС, далее в слоги, где звук находится между гласными: АСА, АСЫ, АСО, АСУ, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): СТО, СТА, СПА, СМА, СНЫ, СКО.

На этом этапе предлагайте ребенку упражнения на произношение слогов с переносом ударения:

сá - са,   са - сá, 

 сá – са - са,     са - сá - са,     са – са - сá

Этот приём позволяет одновременно автоматизировать звуки и вырабатывать навыки слогослияния у детей.

  1. Автоматизация звуков в словах

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (СА – САД).

На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний. 
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

Автоматизация звука «С»:

  • в простых односложных словах:

- звук в начале слова: сад, сыр, сок, суп, сух;

- звук в конце слова: лес, лис, вес, нос.

  • в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.
  • в простых двусложных словах

- звук в начале слова: сани, сыро, сухо.

- звук в середине слова, в конце слова: оса, косы, весы, овёс и др.

  • в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.
  • в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.
  • в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.
  • в четырёхсложных словах без стечения согласных: сороковой, сыроватый.
  • в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. 

  1. Автоматизация звука в предложениях

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук)

В саду жужжат осы.

              У Сани длинные усы.

Саня катается на самокате.
У Сони новые осенние сапоги.

Оксана спускается с горки на санках.

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.
Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

                Ас – ас – ас – у нас дома ананас.

     Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.
     Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус

     Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.

    У Сони и Сани в сетях сом с усами.
     В саду темно, все спят давно.

               Одна сова не спит, на суку сидит.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым. 

     Поиграйте с ребенком в игры  со звуками на этапе автоматизации звука в слове.

«Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях. 

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

«Найди ошибку»

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе.

   Самое полезное для вашего ребенка  - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Обучая своего ребенка, занимаясь с ним день за днем, вы обязательно найдете свои интересные решения.

свернуть

Картотека фонематических потешек

Игры и упражнения на развитие дыхания

Логопедический массаж в картинках

Пальчиковые игры в картинках

Артикуляционная гимнастика

Автоматизация звуков

Если Ваш ребенок отдельные звуки произносит чётко, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо, значит, необходим процесс так называемой «автоматизации» звука.

Автоматизировать звук – это значит постепенно, последовательно ввести звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. Автоматизация звука – длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Главная задача – постепенное, последовательное введение звука в самостоятельную речь ребенка.

Работа по автоматизации звука трудна для нервной системы ребенка, она требует большой осторожности и постепенности, которые вырабатываются в переходе от изолированного звука к различным типам звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, в дальнейшем к различным видам развернутой речи. У ребенка не всегда может все получаться сразу. Необходимо терпение со стороны родителей, нужно постараться внушить веру в успех, убедить ребенка, что у него обязательно все получится. Дома нужно больше проводить занятий в виде игр, больше поощрять ребенка, давая ему при этом положительный эмоциональный настрой. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно, совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

 

1. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОГАХ

Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах.

Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными А, Ы, О, У сначала в прямых слогах: СА, СЫ, СО, СУ, затем в обратных: АС, ЫС, ОС, УС, далее в слоги, где звук находится между гласными: АСА, АСЫ, АСО, АСУ, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): СТО, СТА, СПА, СМА, СНЫ, СКО.

 

На этом этапе предлагайте ребенку упражнения на произношение слогов с переносом ударения:

сá - са, са - сá,

сá – са - са, са - сá - са, са – са - сá

Этот приём позволяет одновременно автоматизировать звуки и вырабатывать навыки слогослияния у детей.

 

2. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (СА – САД).

На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний. Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

Автоматизация звука «С»:

Ø в простых односложных словах:

- звук в начале слова: сад, сыр, сок, суп, сух;

- звук в конце слова: лес, лис, вес, нос.

Ø в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

Ø в простых двусложных словах

- звук в начале слова: сани, сыро, сухо.

- звук в середине слова, в конце слова: оса, косы, весы, овёс и др.

Ø в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.

Ø в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.

Ø в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.

Ø в четырёхсложных словах без стечения согласных: сороковой, сыроватый.

Ø в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

 

 

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

3. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук)

В саду жужжат осы.

У Сани длинные усы.

Саня катается на самокате. У Сони новые осенние сапоги.

Оксана спускается с горки на санках.

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах. Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Ас – ас – ас – у нас дома ананас.

Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос. Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус

Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.

 

У Сони и Сани в сетях сом с усами. В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

 

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.

Поиграйте с ребенком в игры со звуками на этапе автоматизации звука в слове.

«Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

 

 

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

«Найди ошибку»

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе.

 

Самое полезное для вашего ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Обучая своего ребенка, занимаясь с ним день за днем, вы обязательно найдете свои интересные решения.

свернуть

Автоматизация звуков

Если Ваш ребенок отдельные звуки произносит чётко, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо, значит, необходим процесс так называемой «автоматизации» звука.

Автоматизировать звук – это значит постепенно, последовательно ввести звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. Автоматизация звука – длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Главная задача – постепенное, последовательное введение звука в самостоятельную речь ребенка.

Работа по автоматизации звука трудна для нервной системы ребенка, она требует большой осторожности и постепенности, которые вырабатываются в переходе от изолированного звука к различным типам звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, в дальнейшем к различным видам развернутой речи. У ребенка не всегда может все получаться сразу. Необходимо терпение со стороны родителей, нужно постараться внушить веру в успех, убедить ребенка, что у него обязательно все получится. Дома нужно больше проводить занятий в виде игр, больше поощрять ребенка, давая ему при этом положительный эмоциональный настрой. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно, совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

 

1. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОГАХ

Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах.

Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными А, Ы, О, У сначала в прямых слогах: СА, СЫ, СО, СУ, затем в обратных: АС, ЫС, ОС, УС, далее в слоги, где звук находится между гласными: АСА, АСЫ, АСО, АСУ, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): СТО, СТА, СПА, СМА, СНЫ, СКО.

 

На этом этапе предлагайте ребенку упражнения на произношение слогов с переносом ударения:

сá - са, са - сá,

сá – са - са, са - сá - са, са – са - сá

Этот приём позволяет одновременно автоматизировать звуки и вырабатывать навыки слогослияния у детей.

 

2. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (СА – САД).

На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний. Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

Автоматизация звука «С»:

Ø в простых односложных словах:

- звук в начале слова: сад, сыр, сок, суп, сух;

- звук в конце слова: лес, лис, вес, нос.

Ø в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

Ø в простых двусложных словах

- звук в начале слова: сани, сыро, сухо.

- звук в середине слова, в конце слова: оса, косы, весы, овёс и др.

Ø в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.

Ø в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.

Ø в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.

Ø в четырёхсложных словах без стечения согласных: сороковой, сыроватый.

Ø в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

 

 

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

3. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук)

В саду жужжат осы.

У Сани длинные усы.

Саня катается на самокате. У Сони новые осенние сапоги.

Оксана спускается с горки на санках.

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах. Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Ас – ас – ас – у нас дома ананас.

Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос. Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус

Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.

 

У Сони и Сани в сетях сом с усами. В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

 

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.

Поиграйте с ребенком в игры со звуками на этапе автоматизации звука в слове.

«Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

 

 

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

«Найди ошибку»

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе.

 

Самое полезное для вашего ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Обучая своего ребенка, занимаясь с ним день за днем, вы обязательно найдете свои интересные решения.

свернуть

Развитие связной речи у детей в семье

Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развития ребенка.

С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является средством человеческого общения. Слово отражает единство речи и мышления. Грамотность речи определяет степень успешности обучения в школе. Речь – процесс сложный и многосторонний, включающий различные функции: звуковую (уметь воспринимать и воспроизводить правильно звуки, уметь чувствовать ритм, интонацию).

Лексическую (обогащать словарный запас, активизировать активный словарь, т. е. использование слов в своей речи. Пополнять пассивный словарь, т.е. слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи).

Грамматическую (уметь правильно строить словосочетания и предложения). Не менее важно развивать и связную речь: обучать диалогической и монологической речи; приемами выразительности, образности речи.

Роль игры в развитии речи.

Использование именно такого принципа «Играя, развиваем речь» позволяет добиться эффективных результатов. Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве? Предложить родителям назвать свои любимые игры. Сегодня существует множество интересных развивающих настольно-печатных и дидактических игр. Благодаря дидактическим играм дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Дидактическая игра является эффективным методом обучения, способствует повышению познавательной активности детей, развитию сосредоточенности, усвоению полученных знаний. Важно, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности в условиях непроизвольного внимания и запоминания, дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

В результате ребенок воспринимает умственную задачу, как игровую. Дидактическими играми можно занять ребенка и дома, и на прогулке: Игра «Опиши»: предложить ребенку составить описательную загадку о любом предмете по темам «Овощи», «Фрукты», «Животные (домашние; дикие)» Игра «Самый внимательный»: Предложить поочередно называть и описывать предметы только прилагательными (большой, синий, яркий, пушистый и т.д.), которые ребенок видит на прогулке, по дороге в детский сад или домой. Выигрывает тот, кто больше предметов заметит и подберет больше описательных прилагательных.

Игры с мячом: взрослый кидает мяч со словом, ребенок ловит и кидает обратно, давая ответ (примеры: птица (что делает?) – каркает, клюет, летит; корова (животное) – (детеныш) теленок; солнышко – (какое?) яркое). Игра «Запоминайка»: взрослый предлагает ребенку запомнить лежащие на столе предметы, затем просит ребенка закрыть глаза или выти из комнаты. За это время необходимо убрать некоторые предметы, другие разложить по-другому. Ребенок описывает происшедшие изменения.

 

Роль театрализованной деятельности в развитии речи.

На сегодня не каждый ребенок может выстроить логически последовательный пересказ прочитанного или выдумать развернутую историю. К сожалению, детям весьма трудно понять авторскую мысль и дать полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Поэтому, наиболее эффективной формой является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети смогут познакомиться с богатством окружающего мира через образы, краски, звуки. Проигрывание ролей побуждает детей думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Театрализованные игры способствуют развитию мышления и воображения, обогащению словаря, развитию связной речи. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться и преодолевают свои страхи, неуверенность. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Театрализованная деятельность дает детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Роль сенсорных игр в развитии речи.

Сенсорное развитие, а именно совершенствование ориентировки в пространстве и времени, во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, имеет прямое воздействие на формирование правильной связной речи. Соприкосновение органов чувств с различными признаками и свойствами предметов является главенствующим источником знаний об окружающем мире. Сенсорные игры требуют от детей умственного напряжения, подчинения определенным правилам, сосредоточения внимания, сдержанности, усидчивости. Уровень сенсорного развития определяется следующими параметрами: верное оценивание цвета, формы, величины, веса, температуры, свойства поверхности; уметь ориентироваться в пространстве; выстраивать последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Такие игры очень нравятся детям. Есть множество вариантов сенсорных игр, которые можно создать своими руками: Игра 1: На пластмассовый поднос среднего размера желательно яркого цвета насыпать любую мелкую крупу. Предложите ребенку пальцем проводить по крупе: провести волнистые и кривые линии; нарисовать солнце, цветок, машину, дом, животное; написать отдельно буквы или свое имя и т.д. Игра 2: Подберите разноцветные пуговицы, отличающиеся по форме и размеру. Предложите ребенку с помощью пуговиц: выложить узор;

геометрическую фигуру; рисунок (бабочка; цветок и т.д.). Игра 3: Подберите три емкости. Насыпьте в одну из них в нее горох и фасоль. Предложите ребенку помочь Вам: разобрать фасоль и горох. Можно усложнять задание: двумя руками одновременно; попеременно большим и средним пальцами; большим и безымянным пальцами; большим пальцем и мизинцем. Игра 4: Создайте коробку с бусами, ленточками, веревочками. Предложите ребенку сделать бусы для друзей и родных.

Подведение итогов: Таким образом, формирование правильной и связной речи ребёнка зависит от окружения. И от того, как вы, родители, говорите, сколько внимания уделяете речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. В детском саду педагогами создаются все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Однако родители так же должны принимать активное участие в решении данной проблемы. Иначе все наши усилия не принесут положительных результатов.

свернуть

Подготовка руки к письму

В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и карандаш.

У большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки детей через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Столкнувшись с проблемами в слаборазвитой мелкой моторике рук детей, возникают сложности с овладениями навыка письма, поэтому работа по подготовке руки к письму должна быть тесно связана с работой по развитию мелкой моторики.

Ведущую деятельность в развитии детей дошкольного возраста занимают игры. Их можно использовать для развития математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, на прогулке, в сюжетно - ролевой игре, в ознакомлении с художественной литературой и т. д.

Виды художественной деятельности дошкольников

Художественная и творческая деятельность применительно к дошкольному возрасту подразумевает практически одни и те же виды занятий. Ранее других творческих попыток малыш приобщается к рисованию. Следом идет конструирование различных фигур. С расширением словарного запаса дошкольник не желает оставаться пассивным слушателем детских произведений, а пробует свои силы в изменении сюжета или в исполнении роли понравившегося героя. Следовательно, среди разнообразия творческой деятельности в дошкольный период наибольший удельный вес имеют:

· Изобразительная

· Конструктивная

· Художественно-речевая

· Музыкально-ритмичная

Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

— развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация)

— развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме

— развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий) — развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке)

УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ И КАРАНДАШ

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке. Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном. Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу. И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком, Мы построим буквам дом. Тук-тук, молотком, Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.

Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.

Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.

Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.

Известно, что развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко производить ими движения в различных

направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения хорошо использовать упражнения в штриховке (накладывать штрихи контура изображения, регулируя силу нажима на карандаш или фломастер). При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.

Также можно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.). Эти упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересны по содержанию, например декоративные рисунки. Воспитателю уместно учитывать тягу дошкольников к узорной деятельности, привлекающей их ритмом движения, возможностью шире и свободнее применять яркие цвета, оттенки, многообразные их комбинации друг с другом, неоднократно повторять и чередовать элементы орнамента, украшать ими различные предметы. Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительной задачи: красиво, четко передать очертание элемента украшения, повторить его определенное количество раз в зависимости от построения орнамента на той или иной поверхности, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения. Таким образом, декоративная деятельность выступает как основное средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма. В результате упражнений в рисовании узоров движения руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. Воспитателю необходимо научить ребенка не напрягать руку и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками н фломастерами, четко передавать конфигурацию элементов узора, отображать ритм, симметрию расположения украшения, аккуратно и тщательно использовать изобразительный материал. В орнаментальной деятельности дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, посередине), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.). Декоративное рисование является важным средством развития воображения, творческой активности, изобретательности ребенка, его инициативности. Поэтому воспитатель должен предоставлять ему возможность самостоятельно подбирать цвета и их сочетания, находить и использовать в узорах новые композиционные решения на основе творческого применения образцов народного орнаментального искусства. При их отборе надо учитывать доступность техники изображения возможностям детей, степень выразительности, привлекательности узоров для дошкольников в яркости цветовых сочетаний, четком композиционном строе, чередовании элементов по величине, форме и т. д. Рисование прямоугольных форм дается путем сочетания пары вертикальных и

горизонтальных полос, проводимых на определенном расстоянии друг от друга. Здесь подходят такие задания, как «кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнить какими-то изображениями. Таким образом, происходит развитие замысла дошкольников, активизируется их небольшой опыт, начинает формироваться самостоятельность.

Из многочисленных образцов народной росписи, вышивок, ткачества (подходят мотивы русских, украинских, белорусских, прибалтийских и других орнаментов) воспитатель должен отобрать наиболее простые по средствам изображения и интересные для детей узорные задания с постепенно усложняющимся содержанием. Это обеспечит усвоение детьми программных требований, развитие изобразительных способностей каждого ребенка.

На занятиях по декоративному рисованию воспитатель обращает внимание на качество выполнения узоров, их красоту. Поэтому полоски в виде каймы платка или коврика должны быть ровными (для этого их надо проводить неотрывно слева направо или сверху вниз плавным движением руки), штрихи, точки, мазки, дуги — ритмически повторяющимися, чередующимися по окраске или между собой. Наиболее эффективно они смотрятся на бумаге, вырезанной в форме полотенца (прямоугольник), блюдца (круг), салфетки (квадрат) и т.д.. Узоры в них вписывают по углам, по кайме, по окружности с фиксированной серединой, по противоположным концам прямоугольника-полотенца, что дает возможность применять бесконечные варианты украшений не только по композиционному принципу орнаментации, но и по цвету, комбинациям элементов. Это требует проявления выдумки, организации поиска наиболее красочных предметов составления узора.

Таким образом, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребенка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти фигуры даже отдаленно не напоминают те или иные буквы. Но задача подобных занятий-упражнений заключается не в обучении детей написанию письменных знаков, а в подготовке детей к письму, к развитию руки как аппарата письма. Мы выделили значение декоративного рисования. Это, конечно, не означает, что другие виды занятий являются малоэффективными. На занятиях по конструированию из бумаги, аппликации, лепке также осуществляется подготовка руки ребенка к письму (происходит упражнение мелких мускулов пальцев, формируются движения руки, верность глаза и т. д.). Следовательно, разные виды изобразительной деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют овладению навыками учебной деятельности.

свернуть