Рекомендации родителям

Слушаем музыку с ребенком

Музыка – это волшебный мир. При правильном знакомстве с музыкой происходит всестороннее развитие личности ребенка: развивается эмоциональная сфера, сенсорные способности, расширяется кругозор, а также, при правильном подходе, развивается интеллект, формируется логическое мышление, развиваются творческие способности.

Вот несколько советов для тех, кто решил взяться за это увлекательное занятие и начать слушать музыку вместе с ребенком.

1. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка слушать музыку насильно! Если ребенок устал, не в настроении или просто увлекся своей любимой игрой, не стоит насильно тащить его к магнитофону или компьютеру, дабы начать знакомиться с классической музыкой. Будьте терпеливы, отложите знакомство с прекрасным на более позднее время. Помните пословицу: «Насильно мил не будешь»? Самая первая и, пожалуй, одна из самых главных задач восприятия музыки детьми – формирование устойчивого интереса к восприятию музыки. Заставляя ребенка слушать излюбленное вами произведение, вы можете добиться тем самым противоположного эффекта: сформировать в ребенке устойчивую неприязнь к данному произведению и даже к музыке в целом. Так что, решайте, что вам важнее. Не торопитесь, будьте аккуратны и тактичны. У ребенка могут быть свои интересы. Умейте договориться.

2. Музыка должна быть подобрана соответственно возрасту ребенка.

Конечно, вам наверняка хочется поделиться со своим ребенком впечатлениями от прослушанного реквиема или увертюры, однако, детям раннего или младшего дошкольного возраста такая музыка вряд ли подойдет. Не стоит начинать знакомство с музыкой с крупных сонатных форм, симфоний и ораторий. Такая музыка утомит ребенка, а, возможно, не сможет привлечь его внимания. Музыка для самых маленьких слушателей должна отличаться своей непродолжительностью, яркостью и эмоциональной привлекательностью, должна вызывать положительные эмоции и чувства, и ни в коем случае не пугать своим звучанием.

С малышами лучше всего слушать небольшие музыкальные произведения программного характера (то есть музыкальные произведения, имеющие название, например «Котик заболел», «Котик выздоровел», «Кукла», «Лошадка» и т. д.). Если хорошенько присмотреться к творчеству великих композиторов, то у многих из низ есть музыкальные произведения, написанные специально для детей, взять хотя бы «Детский альбом» П. И. Чайкоского. Вот с них то и начните. Также идеальным вариантом для совсем юных слушателей будет русская народная музыка: небольшие песенки, игры, потешки, пестушки, колыбельные. Это знакомые всем песни про Сороку-ворону, Кота-воркота, Зайку трусишку и Лису Потрекеевну. Не стесняйтесь и пропойте эти песенки своему ребенку сами!

С самого рождения малыша привлекают различные звуки. Чем разнообразнее будут эти звуки, тем лучше. Однако, следует избегать слишком резких или слишком громких звуков, которые могут напугать малыша. Этого же правила следует придерживаться и при знакомстве с музыкой для совсем юных слушателей. Крох привлекает прежде всего веселая светлая музыка, без резких звуков, звучащая не слишком громко. Именно такая музыка пробуждает у малышей интерес, вызывая яркий эмоциональный отклик. Таким образом, музыка для детей от рождения до 2-3 лет должна быть яркой, веселой, приятной на слух. Уже в более позднем возрасте можно аккуратно знакомить детей с произведениями грустного характера, а в 5-7 лет – знакомить со всей гаммой различных оттенков настроений, переданных с помощью музыки (скорбь, печаль, раздумье, волнение, тоска, страх, радость, восторг, ожидание и т. д.). Но не забывайте, что темных унылых красок не должно чересчур много.

3. «Лучше меньше, да лучше». Этот совет надо постоянно повторять всем тем, кто любит оставлять магнитофон включенным на весь день. При этом значение самой музыки обесценивается, она становится простым шумовым раздражителем, фоном. Пользы от такого прослушивания мало. Лучше слушать музыку с ребенком 5-10 минут, по несколько подходов за день и каждый день. При этом музыка не должна надоедать: постоянно меняйте репертуар, тем не менее, возвращаясь по желанию ребенка к уже ранее прослушанным понравившимся шедеврам.

4. Для развития чувства ритма можно при прослушивании танцевальной или просто ритмичной музыки прохлопывать ритм, хлопая в ладоши или ударяя ладошками по коленкам, прищелкивая или топая ногами.

5. Для развития кругозора ребенка будьте готовы рассказать ему как можно больше о музыке, подготовьтесь сами, посмотрев информацию в Интернете или энциклопедии:

· о композиторе произведения;

· откуда произошло название произведения?

· о жанре произведения;

· о его форме;

· о стране, где жил композитор;

· о стиле музыки;

· о происхождении жанра;

· о том, какие музыкальные инструменты исполняют данное произведение.

И конечно, еще существует много вопросов, которые может неожиданно задать вам сам ребенок.

6. Чтобы развить логику и мышление, задавайте ребенку как можно больше вопросов о музыке, пытайтесь создать проблемную ситуацию. Вопросы должны начинаться со слов: «как ты думаешь, … а почему?» Почему композитор так назвал музыку? Почему произведение быстрое? Почему колыбельные всегда такие медленные? Какой характер у марша? Почему в произведении композитор использовал скрипку, а не барабан? Что было бы, если бы колыбельные песни исполняли громко и быстро? И т. д. и тому подобное.

Задавайте вопросы о характере музыке, средствах музыкальной выразительности и изобразительности. Что изображает музыка? С помощью каких средств композитору удалось передать этот образ? Уже с 4-5 лет детям можно давать слушать произведения, состоящие из двух-трех частей, контрастных по звучанию. Пусть ребенок сравнит части, найдет в них общее и различное. Полезно спрашивать ребенка, сколько частей он услышал в музыке? Не давайте ребенку готовых ответов на вопросы, пусть в нем проснется маленький исследователь, который САМ найдет ответ на поставленный вами вопрос. НИКОГДА НЕ СПЕШИТЕ ОТВЕЧАТЬ ЗА РЕБЕНКА!

Полезно слушать музыкальные произведения, имеющие одинаковые названия, но различные по характеру. Например, попробуйте сравнить, как изображает времена года Петр Ильич Чайковский и Вивальди (цикл «Времена года»). Попытайтесь найти, что общего и что различного?

Приучайте ребенка к научному мышлению: пусть он учится выдвигать гипотезы и искать доказательства к ним.

7. Не бойтесь экспериментировать!

Творите, творите и еще раз творите! Музыка не будет скучной, если применить к ней творческий подход! Помните, что музыку можно не только слушать, ее можно рисовать, выражать с помощью танца (движений, жестов, мимики, её можно озвучивать (оркестровка) и придумывать к ней театральную постановку, используя игрушки или членов семьи!

Возьмите краски и карандаши и попытайтесь вместе с ребенком изобразить на листке бумаге, что вы представили во время просушивания музыки. Нарисуйте, как болеет кукла (П. И. Чайковский «Болезнь куклы», как Баба Яга летит в своей ступе (М. П. Мусоргский «Баба Яга», как отважный Пер Гюнт шагает в пещере горного короля (Э. Григ «В пещере горного короля», как смелый Петя поймал Волка («Петя и волк» С. С. Прокофьев»). А какие чудесные картины можно нарисовать после просмотра балетов (П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», С. С. Прокофьев «Золушка»!

Если не нравится рисовать – попытайтесь придумать стихотворение к услышанной мелодии, сочинить рассказ или сказку.

Если ребенок подвижный и любит танцевать, пусть попытается передать характер музыки, музыкальный образ с помощью танцевальной импровизации. Пусть изобразит, как постепенно растет подснежник (П. И. Чайковкий «Подснежник», как рано утром на рассвете встает солнышко (М. П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Э. Григ «Утро»). Также дети очень любят изображать игрушки, сказочных персонажей (П. И. Чайковский «Баба Яга», А. К. Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро», животных (К. Сен-санс «Карнавал животных»).

Ваша фантазия может привести вас даже к созданию своего собственного домашнего семейного музыкального мини-театра!

Также можно придумать к прослушанному музыкальному произведению свою собственную оркестровку. Для этого вовсе не обязательно иметь дома настоящие музыкальные инструменты. Используйте детские погремушки и барабан, трещотки и детские пищалки. Если их нет под рукой, инструменты можно смастерить самим, насыпав в пустые пластиковые бутылочки или баночки различные наполнители: горох, пшено, орешки, пуговицы. Только помните про безопасность: если вы мастерите музыкальный инструмент для совсем маленького ребенка, следует проследить, чтобы бутылочка или баночка закрывалась крепко-накрепко, в противном случает кроха сможет её открыть и заглотать мелкие детали.

8. Что бы вы не делали, это надо делать с душой и любовью! Помните, что основная ваша цель – получение удовольствия от общения с прекрасным миром музыки! Пусть ваш ребенок полюбит

свернуть

Музыка в общении с ребенком

Часто родители задают вопрос: - Когда начинать музыкальное воспитание ребенка?

Известный венгерский педагог и композитор Залтан Кодаи отвечает так: “За 9 месяцев до рождения ребенка. А еще лучше за 9 месяцев до рождения его матери”.

Одним из важнейших средств эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций - родной. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью. Слушая музыку, исполняя ее, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости. Музыкальным воспитанием ребенка можно заниматься в семье, причем родителям совершенно не обязательно иметь музыкальное образование.

Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями.

 

Советы для родителей:

• с помощью интернета можно легко создать фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Такую музыку можно слушать специально, включать на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку, процесс укладывания малыша спать и др.

• совместно с малышом можно организовать домашний оркестр из детских музыкальных инструментов (это очень интересное и увлекательное занятие, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождать подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий. Музыкальными инструментами могу быть бутылочки из-под йогуртов,наполненные различными крупами: гречкой, рисом и т. д. Если соединить две пластиковые тарелочки и наполнить макаронами, то получится шумовой инструмент-бубен. шуршалки, шумелки, стаканчики, карандаши- все это можно использовать для домашнего оркестра.

• Такой аккомпанемент украсит и собственное исполнение песен, кроме того, можно сопровождать его фланелеграфным театром.

• Чтение стихов, сказочных историй также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах.

• Ритмический и тембровый слух ребенка можно развивать с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.

• Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений.

• Инсценирование – еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию малышей.

• Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации – передающие то или иное состояние или на заданный текст – вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало.

• Совместные походы на детские спектакли, концерты обогатят впечатления малыша, позволят расширить спектр домашнего музицирования.

• Бывая на природе, прислушивайтесь вместе с ребенком к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас - звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.

Хочу порекомендовать следующие музыкальные произведения для прослушивания:

 

• П. И. Чайковский цикл «Времена года».

• А. Т. Гречанинов. «Материнские ласки».

• Н. А. Римский – Корсаков. «Три чуда. Белка».

• Н. А. Римский – Корсаков. «Полет шмеля».

• П. И. Чайковский. Вальс фа диез минор.

• Р. Щедрин. «Юмореска».

• П. И. Чайковский. «Танец маленьких лебедей».

• Л. В. Бетховен. Соната № 14. 2 часть.

• Р. Шуман. «Клоуны».

• П. И. Чайковский. «Русская пляска».

• Д И. Штраус. «Полька пиццикато».

• А. Т. Гречанинов «Игра в лошадки».

• Русская народная песня «Во поле береза стояла».

• М. И. Глинка «Вальс – фантазия».

• П. И. Чайковский «Мазурка».

• Д. Шостакович. «Танцы кукол».

 

Я думаю, мои советы и р

свернуть

О музыкальных способностях детей дошкольного возраста.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых, сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

 

Природа музыкальности

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула, которая определяет причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само

по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность ― природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда, растит и питает личность. Музыка детства ― хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее.

Памятка для родителей

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», ― считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому, не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» ― немузыкальный, если вы ничего не делали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Что же такое музыкальность?Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять

себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: Эмоциональную отзывчивость на музыку; Ладо-высотное чувство; Чувство ритма.

Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как «чувство лада», «звуковысотный слух». Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои особенности.

В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него разными звуками, ― песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого звука свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. Они-то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент.

Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляет основу развития музыкальных способностей.

Но в развитии музыкальной деятельности участвуют и многие психические процессы, которые тоже относят к музыкальным способностям: Музыкальная память; Музыкальное мышление; Музыкальное воображение, творчество.

Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность». Итак, постарайтесь запомнить главное: чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

свернуть

Памятка по музыкальному развитию ребенка

“Памятка по музыкальному развитию ребенка”

 

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен...

 

Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем?

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

 

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие неразвивающаяся способность, по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

 

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственном голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность — природой данное человеку свойство.

 

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность.

 

Классическая музыка в детстве — хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

«Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», — считают педагоги.

Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

 

2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

 

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

 

Итак, постарайтесь запомнить главное:

 

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

 

Мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, — дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. С самых первых занятий ребенок должен почувствовать чудо музыки, ее волшебное влияние на душу человека.

свернуть

Правила поведения при встрече с музыкой

В театрах, концертных залах существуют определенные правила поведения.

Нельзя опаздывать на концерт.

Лучше прийти на 15-20 минут раньше и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями.

Входить в зал во время исполнения запрещается!

Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страницами и т.д. Все это отвлекает слушателя, мешает окружающим и исполнителям.

Аплодировать между частями крупного произведения не принято. В опере публика аплодисментами благодарит дирижера и оркестр перед последним действием. По ходу спектакля аплодисменты допускаются только после блестяще проведенной сцены, арии. В отдельных случаях можно аплодировать талантливо выполненным декорациям, но до того, как начнется музыка.

Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта - лучшая награда исполнителя!!!

Музыкальная аптека

Если у вас депрессивное состояние, то вам обязательно следует слушать музыку.

Начните с задумчивых и грустных, а затем включите радостную и веселую мелодию. Можно попробовать Шуберта «Ave Maria», Чайковского «Осенняя песня».

Для того чтобы расслабиться, попробуйте послушать несколько игривых мелодий, а после смените их медленными и успокаивающими. Здесь подойдут произведения Чайковского «Баркарола», «Сентиментальный вальс», Шостаковича «Романс из кинофильма «Овод», Дебюсси «Лунный вечер», Леннона «Yesterday».

Тонизирующая музыка:

Монти «Чардаш», Огинский «Полонез», Легран «Шербурские зонтики». Кстати, универсальная музыка, которую чаще всего «прописывают» больным, — это произведения Моцарта. И запомните еще одно: музыкальная программа не должна затягиваться более чем на 15–20 минут, и лучше, если это будут мелодии без с

свернуть