"Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия" (2019-2024)

Сроки реализации: 2019/2024 года

 

Цель инновационного проекта:  повышение уровня языковой культуры обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия в современном образовательном пространстве.

Задачи реализации инновационной деятельности:

- осуществить организационно-управленческие мероприятия, которые обеспечат включение субъектов образовательного процесса в инновационную деятельность и решение ими поставленных задач;

- обеспечить личностное профессиональное развитие воспитателей дошкольного образования и повышение педагогической культуры родителей в области формирования культуры межличностного общения детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия посредством включения их в изучение духовно-нравственного и культурного наследия своей страны;

- разработать дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса по формированию культуры межличностного общения детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия;

- обеспечить комплекс психолого-педагогических, информационных и материально-технических условий по созданию образовательной среды, способствующей целостному духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста;

- обогатить (расширить) образовательную среду на основе взаимодействия с социальными партнерами и структурами Белорусской Православной Церкви в рамках нормативных правовых документов и с согласия законных представителей воспитанников.

Актуальность: сложившаяся тенденция отхода современного поколения от культуры и языка своего народа, от его традиционного образа жизни привела к нивелированию культурной самобытности народов, к неустойчивости и потере духовных ценностей, утрате сформированных веками нравственно-этических понятий. Актуальной для нашей страны является проблема знания ее гражданами родного языка, его активного использования во всех сферах жизни.

   Языковая сфера жизни любого общества, в том числе белорусского, очень сложная и деликатная. Здесь, в особенности в условиях близкородственного двуязычия, большую роль играют языковые вкусы граждан, сложившиеся стереотипы, нежелание менять языковые привычки. Поэтому требуется осуществить целый комплекс разнообразных мер и действий, чтобы белорусский язык реально занял в нашей жизни то место, которое должен занимать.

   Известно, что воздействие речевого окружения на характер усвоения языка, может быть пассивным и активным. К пассивному речевому окружению относят радио, телевидение, театр, книги – все то, что помогает восприятию речи на слух (зрительно) ее пониманию.Положительное влияние пассивного речевого окружения в том, что оно является литературным, нормированным, благодаря ему составляется пассивный словарный запас, запоминаются грамматические и фонетико-орфоэпические нормы. Однако пассивное речевое окружение не стимулирует детей к активной речевой деятельности. Эту функцию выполняет только живое человеческое общение.

   На основании вышеизложенного приобретает особую актуальность проблема выявления необходимых условий успешного формирования культуры межличностного общения детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа. Ведущая роль принадлежит в данном аспекте системе духовно-нравственного воспитания детей, основанного на ценностях отечественной культуры и ее культурно-историческом фундаменте.

 Духовно-нравственное воспитание способствует формированию ядра личности, благожелательно воздействует на все сферы и формы взаимоотношений ребёнка с миром: этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и гражданскую позицию, интеллектуальный потенциал, психофизическое и эмоциональное состояние.

    На современном этапе самым важным и актуальным для расширения сферы использования белорусского языка становится образовательный аспект.

   Актуальность формирования языковой культуры подрастающего поколения приобретает особую значимость в условиях современного глобального снижения общей и языковой культуры. Отчасти снижение общей языковой культуры вызвано демократизацией жизни современного общества, широким распространением свободной (неподготовленной) публичной речи. Образованные, культурные и интеллигентные люди должны стремиться к соблюдению норм литературного языка. В основе снижения общей и языковой культуры подрастающего поколения лежит разрушение традиционных духовно-нравственных норм общества. Преодоление существующих вызовов современности и решение насущных проблем современного общества возможно только на основании традиционных духовно-нравственных норм и ценностей нашего народа.

   При этом Православие играет определяющую роль в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

свернуть