2023\2024

Как способствовать социальному развитию ребенка?

Консультация для родителей

Как способствовать социальному развитию ребенка?

                                              Подготовила: воспитатель дошкольного

                                                                                     образования Левдорович Е.М.

 

         «Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становление как члена человеческого общества. Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным».

Что влияет на социальное развитие маленького гражданина? Несомненно, этот процесс происходит, прежде всего, в семье. Ведь именно семья является основным транслятором знаний, ценностей, отношений, традиций от поколения к поколению. Атмосфера семьи, теплые взаимоотношения ребенка и родителей, стиль воспитания, который определяется нормами и правилами, принятыми в семье и которые родители передают своим детям,- все это оказывает огромное влияние на социальное развитие ребенка в семье.           Одной из основных составляющих социального развития ребенка является развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей.

Первоначально возникает непосредственно – эмоциональное общение с близкими взрослыми. В основе его лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца с взрослыми составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Основными средствами общения в данный период являются мимические движения.

С 6 месяцев до двух лет присутствует ситуативно-деловая форма общения детей с взрослыми. Главной особенностью этого вида общения следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям и т.д.). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними.

Внеситуативно-познавательная форма общения присутствует с 3 до 5 лет. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь. При этом виде общения ребенок обсуждает с взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказать о прочитанном, увиденном, фантазии. Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к общению с взрослым ради получения новой информации или обсуждения с ним возможных причин разнообразных явлений окружающего мира.

С 6 до 7 лет присутствует внеситуативно – личностная форма общения. Эта форма служит целям познания социального мира людей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами являются личностные мотивы. При этой форме общения предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка к эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.

Общение на каждом этапе предполагает определенный уровень знаний и умений. Взрослый в глазах маленького человека обладает высокой компетентностью и является образцом для него; нормы поведения и стиль взаимодействия взрослого, ребенок воспринимает как естественные и по аналогии строит свой собственный стиль общения.

Для того чтобы установить хороший микроклимат в семье, необходимо быть искренне заинтересованными в детях, как в личностях, в их мыслях, переживаниях, настроении. Родителям должно быть небезразлично, как к ним относятся дети, и в свою очередь, они должны с уважением относиться к собственным детям, так как уважение для детей представляет собой сигнал о том, что они хорошие, что папа и мама их любят.

Как способствовать социальному развитию ребенка?

Во-первых, поощрять различные формы игры. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. Отличие игры от других видов деятельности заключается в том, что она ориентирована на процесс, а не на результат, и ребенок в игре получает удовольствие от самого этого процесса. Игра достаточно привлекательна для него. Часто мы видим, как дети-дошкольники очень долго играют в одну и ту же игру, продолжая или начиная ее вновь и вновь, так происходит в течение следующего дня, недели, через месяц и даже через год. Игра позволяет детям создать в наглядно-действенной форме окружающий мир, далеко выходящий за пределы личной жизни ребенка. Эта деятельность воспроизводит труд и быт взрослых, взаимоотношения между ними, обычаи, традиции, яркие события их жизни и т.д.

Дошкольник 5-7 лет не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у него потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Ребенок сам хочет строить дома, лечить людей, водить машину и т.д., и это благодаря игре, ему по силам. Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы-заместители, в действиях с которыми воссоздаются взаимоотношения взрослых, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником.

Имитируя эти ролевые модели, дети  одновременно учатся принимать верные решения, согласовывая их с моральными и нравственными нормами окружающего его социума. Таким образом, ребенок, сам того не осознавая, готовит себя к взрослой жизни, учится строить планы, решать конфликты и так далее.

Старайтесь проводить такие игры для развития кругозора ребенка как можно чаще. Кроме этого, обязательно читайте ему интересные, познавательные книги, ставьте хорошую музыку, рисуйте и играйте.

Игровая деятельность действительно станет средством социализации, если наши дети будут уметь играть, т.е. они будут знать, во что и как играть, будут иметь различный игровой материал. А наша задача – предоставить им игровое пространство и атрибутику, а также научить их играть, поощрять совместную игру добрым словом, улыбкой.

Социальному развитию ребенка способствуют проигрывание ситуаций, беседы, направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, музыкой, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей, контроль за поведением ребенка, который в любом случае не должен ущемлять его достоинство.

Чтобы максимально развить социальные навыки ребенка необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • больше общаться — это позволит установить прочный контакт с малышом и быстрее развить его речь;
  • учить детей быть максимально внимательными по отношению к окружающим, ведь если он вырастет эгоистом, ему будет сложно понять чувства, желания и потребности других людей, что осложнит существование в социуме;
  • дайте ребенку больше ласки, любви, положительных эмоций, не кричите на него, твердо отстаивайте правильную позицию, но без отрицательных эмоций;
  • учите бережному обращению с игрушками и другими материальными ценностями, это сильно пригодится во взрослой жизни;
  • создайте ребенку правильный круг общения, взаимодействуя со сверстниками он сможет быстро усвоить все основные модели поведения;
  • не стесняйтесь похвалить ребенка, если он это заслужил;
  • учите основам нравственности, поощряйте доброту и внимательное отношение к другим людям.

Поэтому родителям важно помнить, что процесс этот длительный, сложный и многогранный: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются в комплексе и требуют от взрослых не только мастерства, но и собственного переживания, ярко выраженного отношения.

Источник: https://praleska-red.by/articles/socializaciya-i-socialnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta/

свернуть

Мова продкаў і нашчадкаў

                Кансультацыя для бацькоў

               “Мова продкаў і нашчадкаў”

 

Падрыхтавала: выхавацель дашкольнай

                                                                                                                            адукацыі Мазурак Г.В.

                      

                                                                                                  Ты адкуль бруішся, мова ?

                                                                                                  З сініх неманскіх крыніц?

                                                                                                  Па зямлі збіраю словы,

                                                                                                  Нібы россыпы суніц.

                                                                                                  Мілая, адзіная,

                                                                                                  Нам, нашчадкам,

                                                                                                  Дадзена

                                                                                                  Любая радзіма

                                                                                                  Ад дзядоў і прадзедаў.

                                                                                                                        Уладзімір Мазго

    Што такое родная мова? Навошта нашым дзецям трэба ведаць беларускую мову?

    Мова, традыцыі, нацыянальныя каштоўнасці – гэта скарб, якім ганарыцца кожны народ. Прадстаўнікі нацыі ведаюць родную мову, нацыянальную культуру (народныя песні, святы), ганарацца дасягненнямі людзей, якія праславілі краіну, ахоўваюць родную прыроду.

    Вельмі важна, каб дзеці з павагай ставіліся да беларускай мовы, а таксама маглі добра на ей размаўляць. Сучасныя дзеці мала чуюць родную мову ў шырокім ужытку, а таму маюць бедны слоўнікавы запас, іхняе маўленне знаходзіцца пад уплывам рускай мовы.

   Наша родная старонка, як наша маці, хоча, каб мы заставаліся вольнымі, гаспадарамі свайго жыцця. А гэта магчыма, калі мы будзем шанаваць нашыя карані, тое, што аб’ядноўвае нас, робіць нацыяй.

   Далучаючы дзяцей да роднай мовы, мы будзем не толькі садзейнічаць яе абагачэнню, але і развіваць пазнавальныя і інтэлектуальныя магчымасці нашых дзяцей, пашыраць веды пра беларускую культуру. Бо самае дарагое ў жыцці – тое, што з ранніх год закладзена ў сэрца. І менавіта родная мова – сувязное звяно ў далучэнні дзяцей да агульначалавечых каштоўнасцяў, вытокаў народнай мудрасці.

   Сення сам час патрабуе звярнуцца да сваіх вытокаў, зацікавіць дзяцей працэсам пазнання беларускай нацыянальнай культуры, паглыбляць іх веды пра родны край, выхоўваць пачуцце патрыятызму.

   Вельмі важна навучыць дзяцей з павагай ставіцца да беларускай мовы, не сароміцца на ей размаўляць. Вялікае значэнне мае асабісты прыклад дарослых, бацькоў, людзей, якія жывуць побач з імі. З адносін таты і мамы да роднай мовы ў дзіцяці фарміруюцца першыя ўражанні і першая любоў да яе, да таго месца, дзе ен нарадзіўся.

   Цудоўна будзе, калі вы будзеце часцей чытаць беларускія казкі, знаеміць дзяцей з творамі беларускіх пісьменнікаў, развучваць вершы, загадваць загадкі, спяваць беларускія песні, прымаць удзел у беларускіх народных святах.

   Нельга вывучыць родную мову пад прымусам. Яна павінна ўвайсці ў сэрца і душу непрыкметна, легка. Для гэтага неабходна спалучаць разнастайныя формы работы, якія б не прымушалі дзіця “завучыць”, а падштурхнулі да свядомага жадання запомніць новае слова, яскравы паэтычны радок, падзяліцца радасцю свайго адкрыцця з сябрамі, бацькамі.

   Давайце дапаможам нашым дзецям авалодаць беларускай мовай. Будзем выхоўваць дзяцей добрымі, разумнымі, дапытлівымі, цярплівымі і ўважлівымі да ўсяго. І адначасова будзем абуджаць іх веру ў тое, што яны вырастуць патрэбнымі на зямлі людзьмі.

 

Літаратура: Пралыгіна Н.В. Мой дзень на роднай мове: тэматычныя дні у старэйшай групе: дапаможнік для педагогаў  устаноў дашкольнай адукацыі/ Н.В. Пралыгіна. – 2-е выд. – Минск: Новое знание, 2021.

свернуть

3доровье ребенка в ваших руках

Консультация для родителей

«3доровье ребенка в ваших руках»

                                                          Подготовила: воспитатель дошкольного

                                                                                           образования Левдорович Е.М.

 

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка, как в дошкольном учреждении, так и в семье. 

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического процесса у детей необходимо сформировать потребность в здоровом образе жизни, потому что в этом возрасте происходит усиленное умственное и физическое развитие, закладывается основа черт характера, формируются важные человеческие качества.

Здоровье ребенка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Поэтому положительный результат по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни может быть достигнут только при поддержке родителей. Доброжелательные семейные отношения определяют эмоциональное состояние ребенка. Его психическое здоровье. Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

Поэтому сегодня очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.

Родители являются первыми педагогами для своих детей. К сожалению, многие родители предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую они плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

- Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?

  1. Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
  2. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.

Перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы.

Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении, так как наше раздражение механически переходит на ребенка.

  1. Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный распорядрк дня.

Распорядок дня - это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Прогулка - один из существенных компонентов распорядка дня. Это наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь - работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка нормализуются аппетит и сон.

Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

Не менее важной составляющей частью распорядка является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы ребенок ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время.

Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением распорядка дня детского сада, и особенно в выходные дни,

  1. Полноценное питание - включение в рацион богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши.

Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

  1. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

При поступлении ребенка в школу важным является не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, результате чего снижается интерес к учебе.

  1. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.

В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды.

Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями - увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом.

Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла) широко используются и нетрадиционные:

  1. Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»).
  2. Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стопы, идет и профилактика плоскостопия.

В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на 2-3 недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и поэтому крайне нежелателен.

Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребенка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, обиды, беспокойства.

Это может привести к невротическим расстройствам.

Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым - надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание - это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.

        

Источник: https://ddu73grodno.schools.by/pages/zdorove-rebenka-v-nashih-rukah

свернуть

Как улучшить память, внимание и речь ребёнка с помощью игры

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

 

«Как улучшить память, внимание и речь ребёнка

с помощью игры»

 

 

Всех родителей волнуют вопросы интеллектуальной подготовки детей к школе, а именно: развития мыслительных операций, памяти, внимания, мышления. 

Развитие этих процессов начинается не за год-два до поступления в школу, а идёт в процессе всей жизни ребёнка, начиная с рождения. У каждого родителя уже имеются собственные наблюдения и представления о том, насколько любознателен, смекалист и наблюдателен малыш, но… все понимают, что школа требует определённого уровня готовности. А достичь её можно только целенаправленной подготовкой.

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен свободно сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, ориентироваться в последовательности событий, видеть противоположные значения, связно отвечать на поставленные вопросы, рассуждать и доказывать свои убеждения.

Ребёнок способен уловить главную мысль фразы, изображения, кратко ответить на вопрос, выделив самое существенное, продолжить не законченное предложение или рассказ, сделать обобщение, умозаключение. Ребёнок может установить связи, между предметами и явлениями, отличающимися от логики взрослого, и даже обосновать свои убеждения.

Работать и мыслить по схеме и образцу - необходимая способность для старшего дошкольника. Однако не менее важно умение отойти от традиционных способов и придумать что-то своё.

Окружающий мир сам по себе не научит ребёнка думать. Ему необходима помощь взрослых.  На возникающие детские вопросы, родители вполне способны ответить, объяснив на доступном для ребёнка языке. Иногда для этого и делать-то особо ничего не надо….

Просто наблюдайте за природой, домашними животными, обсуждайте интересные сказки, события.

Память, способность запоминать, воспроизводить знания, полученные ранее - очень важное качество. В процессе обучения необходимо запоминать много информации (буквы, цифры, правила, таблицы умножения). Причём без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение новых знаний.

Очень важно, чтобы ребёнок мог управлять своей памятью и ставить перед собой определённую цель запомнить, приложив силу и волю, т.е. у него должно быть развито произвольное запоминание. Для этого нужно помочь ребёнку освоить основные приёмы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, рисование схем.

 

Острота детской памяти зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает. Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «Надо» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.

 

Игры на развитие мыслительных операций,

памяти, внимания, мышления

 

  • «Нарисуй сказку». Рассказав ребёнку сказку, попросите его нарисовать картинки – иллюстрации, помогите ему, а затем пусть он по этим картинкам перескажет вам сказку.
  • «10 слов». Проговорите 10 слов и попросите ребёнка воспроизвести. На 5 раз он может повторить 7-9 слов.
  • «Что изменилось». Положите на стол 10-12 предметов. Пусть он посмотрит на них 15-20´´, затем отвернётся, спрячьте 2-3 предмета. Пусть он скажет, что пропало. Затем можете добавить нечто новое и спросить, что появилось.

Разучивая стихотворение, рисуйте к каждой строчке рисунок-символ. Взяв в руки шпаргалку, ребёнок сможет успешнее воспроизвести рифмы.    

Важно развивать активное слушание, способность самостоятельно удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки, так как почти всю информация, которой владеет дошкольник об окружающих предметах и явлениях, он узнаёт на слух.

В школе свыше 70% всего учебного времени отводится не то, чтобы целенаправленно слушать объяснения учителя, ответы одноклассников.

 

Рекомендации по развитию слухового внимания

 

  • Активное слушание развиваетсяпри слушании сказок вслух, историй, посещении театров, соответствующих возрасту детей.
  • Предложите ребёнку внимательно послушать музыку и подумать, что она выражает, нарисовать иллюстрации к ней.
  • Расскажите ребёнку сказку и попросите пересказать любимой игрушке.

 

Развитое зрительное произвольное и осознанное внимание необходимо школьнику для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения знаки, рисунки, предметы, лица и т.д. Тренировки помогут развить внимание, ответственность и самостоятельность.

 

Задания на развитие произвольного внимания

  • Отведите игрушкам, книжкам, тетрадям постоянное место и попросите каждый день всё «раскладывать по полочкам».
  • По дороге из детского сада спросите ребёнка, во что были одеты его друзья, куда он положил игрушку, которой играл, и о многом другом.
  • Дайте задание сосчитать, сколько женщин и мужчин вам встретится.
  • Придя, домой, попросите ребёнка разложить все необходимые к ужину приборы.

 

Способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимы для общей ориентировки в пространстве и на бумаге.

 

Игры на развитие ориентировке в пространстве

 

  • «Найди предмет». Спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа, выше, ниже (тепло, холодно).
  • «Поиск клада» с использованием плана-карты.
  • «Графический диктант». Рисование по клеткам и другие.

 

Форма включает в себя сочетание различных деталей, элементов, характеризующих данный предмет, т.е. являющихся определяющими и существенными для его узнавания среди других. Являясь показателем развития восприятия, эта способность позволяет отличать одни предметы от других, выделять сходства и различия, выделять контуры, границы, замечать чёткость, яркость, цвет форм.

 

Практические занятия на развитие восприятия

 

  • Просмотр диафильмов и слайдов.
  • Собирание разрезных картинок
  • Продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование и лепка, изготовление поделок из бисера, плетение из соломки

 

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

свернуть

Привитие культурно-гигиенических навыков и воспитание их у детей дошкольного возраста.

Привитие культурно-гигиенических навыков и воспитание их у детей  дошкольного возраста.

 

Выделяют три основные категории культурно-гигиенических навыков:

 -гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук и т.п.);

- навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям);

- навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка.

Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Т.е. культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!".

Воспитанию культурно-гигиенических навыков приходится уделять специальное внимание.

Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию культурно-гигиенических навыков.

Важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.

Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение.

Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т.е. положительное или отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста, которым "самостоятельное" умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие.

 В дальнейшем у детей старшего дошкольного возраста, 5 - 7 лет,  следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

Гигиеническое воспитание в дошкольном возрасте направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

-   мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

-   умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

-   принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;

-   мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

-   подмываться перед сном;

-   полоскать рот после приема пищи;

-   пользоваться зубной щеткой;

-   пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке;

-  пользоваться расческой, стоя перед зеркалом;

-  ухаживать за ногтями с помощью щеточки;

-   не брать пищу грязными руками;

-   мыть ноги перед сном.

 

 

свернуть

Речевые игры

Картотека речевых игр:

«Как развивать и обогощать

словарь ребенка дома»

 

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Они будут Вам полезны не только для развития речи и обогащение словаря вашего ребенка, но и для выстраивания благоприятных детско-родительских отношений, ведь детям так важно проводить время вместе с родителями! 1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает. 2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше не повторяющихся слов. Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. 3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл. 4. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." 5. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.. 6. Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово. 7. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой… 8. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький». 9. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох. 10. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание: - Оля проснулась и... (стала умываться). - Коля оделся и... (побежал гулять). - он замерз и... (пошел домой). - стали они играть... (с зайчиком). - зайчик испугался и... (побежал, спрятался)

 

  1. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется? 12. Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями. 13. Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку. 14. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок. 15. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся. 16. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
свернуть

Тест проверяем ребенка

В помощь родителям!

Тест «Как проверить умение ребенка

правильно вести себя в опасных ситуациях.»

 

В детских садах проводятся беседы и анализ знаний детей о поведении в

опасных ситуациях. Попробуйте и Вы выяснить, понимает ли ребенок, какие

ситуации для него являются опасными и что необходимо сделать в этих

случаях. Вот некоторые вопросы, которые можно задать детям.

 

НАЗОВИ:

- номер домашнего телефона и адрес дома;

- номер сотового телефона мамы (папы);

- телефон «скорой помощи», милиции, пожарной службы.

 

Если во время прогулки к тебе подойдет незнакомый человек и

позовет посмотреть красивую игрушку, маленьких котят,

«секрет», то ты:

- сразу убежишь;

- позовешь друга с собой;

- пойдешь посмотреть один;

- позовешь милиционера.

 

Если ты потеряешься в лесу, то:

- побежишь со страху куда глаза глядят;

- сядешь под куст и будешь плакать;

- будешь кричать и звать на помощь;

- начнешь стучать в металлические банки, найденные в лесу;

- выложишь на тропинке «сигналы» (камушки, шишки).

 

Если ты потеряешься в городе, то:

- сядешь на скамейку и будешь плакать;

- будешь бегать и просить всех подряд тебе помочь;

- подойдешь к человеку в форме (милиционеру, охраннику) или женщине с

ребенком и попросишь о помощи.

 

Если, гуляя по парку или в лесу, увидишь красивую ягоду, ты:

- сорвешь ее и попробуешь на вкус;

- сорвешь и покажешь взрослому;

- не будешь трогать, пока ее не увидит взрослый

Если друг предложит тебе пойти покататься на льду, ты:

- примешь предложение и пойдешь покататься;

- откажешься, предупредив товарища о том, что можно провалиться под лед

и утонуть.

 

Можно по такому же принципу придумать вопросы и о купании в пруду, и

о прогулках на пустыре и других опасностях, подстерегающих ребенка в

мегаполисе. Ответы ребенка подскажут, о чем следует еще раз поговорить с

ним, чтобы предотвратить беду.

 

Выучите с детьми правила «Пять НЕ»

  1. НЕ выходи на улицу один;
  2. НЕ вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в

общественных местах;

  1. НЕ соглашайся никуда идти с чужими, как бы они не уговаривали и что

бы ни предлагали;

  1. НЕ верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями,

или предлагает что-то купит или подарить;

  1. НЕ садись в машину к незнакомцу.

 

РЕЧЕВКИ

(Автор О. Колосова)

С мамой помни уговор:

Коль один пришел во двор,

То с него не убегай –

Только во дворе играй.

***

Льдом зима сковала пруд.

Здесь опасности нас ждут.

Тут кататься не годиться –

Под лед можно провалиться.

***

Ты на улице играл

И собаку повстречал.

Чтоб ее не разозлить,

Лучше к ней не подходить,

А то может укусить.

***

Иди смело по дороге,

Но всегда смотри под ноги,

Чтобы не свалиться вдруг

Прямиком в открытый люк.

***

Вот сосулька слезы льет.

Значит, к нам весна идет.

Под сосульками не стой –

Упадет на нас с тобой.

***

Если вдруг ты потерялся,

Без родителей остался,

Никуда не уходи,

Стой на месте, взрослых жди.

 

Уважаемые взрослые!

 

ВЫУЧИТЕ С ДЕТЬМИ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В

БЫТУ, ТОГДА НЕ ПРИДЕТСЯ ВОЛНОВАТЬСЯ ЗА ЖИЗНЬ СВОЕГО

РЕБЕНКА.

 

ВНИМАНИЕ!

  1. Электроприборы не включай без взрослых и не засовывай в розетку

посторонние предметы – это опасно для жизни!

  1. Когда дома один – не открывай никому дверь, не отвечай на

телефонные звонки.

  1. Не вставай на подоконник, не открывай окно и без взрослых не выходи

на балкон – это опасно для жизни.

  1. Не бегай дома, не катайся на роликах – можно сильно удариться.
  2. Не дотрагивайся до кастрюль и чайников – горячей водой и пищей

можно обжечься.

  1. Опасно засовывать мелкие предметы в нос, рот, уши, глаза.
  2. Не бери лекарства и моющие средства без разрешения взрослых –

можно отравиться.

  1. Разлил воду – вытри пол, так как скользкий пол – источник ушибов и

переломов.

  1. Острые, колющие и режущие предметы могут поранить, используй их

по назначению.

  1. Включать плиту, зажигать спички и зажигалку – запрещается. Это

может привести к пожару.

  1. Когда ешь – молчи; играя, в рот ничего не бери – можно подавиться.
свернуть

Учим ребенка общаться

Консультация для родителей «Развитие у детей умения общаться»

Не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Способность к общению это:

-желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

-умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

-знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

-сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Но родителям  не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

Отмечаются типичные трудности в общении ребенка дошкольного возраста – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки. Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно.

- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает.

- поощряйте в ребенке инициативу.

- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.

- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.

- не сравнивайте ребенка с другими детьми.

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость.

- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения.

- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться,              касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Застенчивость

Последствия:

- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

 

свернуть

Памятка для родителей 10 способов достучаться

Диагноз «аутизм» – огромный удар для родителей. Но нужно знать, что есть
большая вероятность, что такой малыш полностью адаптируется к социуму
(если у ребенка сохранен интеллект). Большинство детей, которые прошли
реабилитацию, живут полноценной жизнью. Но чтобы достичь таких
успехов, с каждым малышом должны заниматься коррекционные педагоги, а
родители должны приложить максимум усилий дома.
Главное — не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей,
путешествий с ребенком — не становиться аутичной семьей.
1 Ребенка нужно активно вводить в социум. Кроме того, нужно ставить
реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его
особенный ребенок пошел в обычную школу, но нужно ставить перед собой
цели на ближайшее будущее. Если вам сейчас нужно, чтобы ребенок сам ел
или ходил на горшок — занимайтесь именно этим.
2 Запаситесь терпением. Нужно понять, что такому ребенку очень сложно
жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному
ребенку.
3.Показывайте разницу. Например, в той же песочнице, покажите, что
сухой песок не лепится, а из мокрого – прекрасно получаются фигурки.
4 Будьте последовательны. Если педагог устанавливает для ребенка
определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы
остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны
придерживаться все домочадцы.
5 Учите подражать.У аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им
сложно играть в куклы, варить кашку,играть с песком и смириться, что,
кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно –
ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать. Например,
делая из песка фигурки, уделите каждому этапу день-два. Сегодня –
набираем песок в форму (а не высыпаем на голову другому ребенку!), завтра
– переворачиваем ее и т. д.
6.Занимайтесь спортом. Лечебная физкультура способствует развитию
мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом
различные прыжки: на одной ножке, спрыгивание с бровки, скакалку. Также
можно лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет
здоровье, но и дает понимание понятий право -лево, верх-низ.
7 Научитесь отказывать .Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя».
Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль – он
будет толкать детей на площадке или бить маму и т. д.
8 Соблюдайте ритуалы. Например, приучая ребенка к горшку, нужно
высаживать его всегда в одно и то же время, вместе с ним выливать
содержимое в унитаз, мыть руки, вытирать исключительно его полотенцем.
Также проигрывайте каждую игру много раз, сопровождая каждое действие
комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в
ритуал.
9.Играйте в контактные игры. «Ладушки», «Ку-ку», «Зайчик» – такие
примитивные развлечения помогают развивать тактильные навыки.
10 Не балуйте малыша! Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а
вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять
всю работу за них.
свернуть

«Карточки PECS как альтернативный способ коммуникации в работе с аутичными детьми»

Под аутизмом понимается тяжелое нарушение психического развития,
которое характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом
социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами
и повторяющимися действиями.
Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место
занимают нарушения речи, и как результат – несформированность
коммуникативного поведения.
Одной из эффективных является методика альтернативной системы
коммуникации и развития речи с помощью карточек (PECS).
Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать
коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что
повод для общения должен предшествовать фактической речевой
деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов
(того, что ребенок любит и хочет).
Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS: отработка
сравнительно устойчивого зрительного контакта, слов или жестовых
обозначений «да», «нет», «дай»; устойчивый учебный навык; имитация
действий «сделай, как я». Ребёнок должен уметь повторить серию из простых
2-3 действий, когда действия не называются.
Как правило, с этой системой начинают знакомить детей младше пяти лет;
проводят ее в виде тренинга, который можно проводить как в
образовательном учреждении, так и дома. С целью успешного овладения
альтернативной коммуникативной системой обмена изображениями
последовательно проводятся следующие шесть этапов обучения.
Стадия первичного обучения – осуществляется физический обмен
картинки на предмет. Необходимо два человека: тот, у кого просят и тот, кто
помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это
достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена
семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и
отрицательные стимулы. Лучше – вкусовые или вещевые. Педагог
привлекает внимание ребенка на любимый предмет и осуществляет его
обмен на карточку (изображение этого предмета).
Вторая стадия обучения – обучение ребенка отдавать карточку, если
человек не рядом (спонтанные действия). Необходимо сделать книгу с
набором карточек и коммуникационное поле (книгу), на которое ребёнок
будет выкладывать карточки, изученные ранее.
Третья стадия обучения – выбор двух-трех различных картинок, обучение
распознавать, что изображено на карточке. Результаты записываются:
действительно ли ребенок хотел тот предмет, который он просил при
помощи карточки. Ошибка на этой стадии – это ошибка распознавания.
Четвертая стадия обучения – обучение составлять предложения из
карточек. Используются полоска в книге для составления предложения «Я
хочу (предмет)» или «дай мне (предмет)», также используется техника
«обратной цепочки». Ребенка учат просить конкретные специфические
предметы (Я хочу красное яблоко). В конце этапа в коммуникативной книге
ученика содержится, как правило, 25-50 небольших карточек, чтобы
общаться с различными коммуникативными партнерами.
Пятая стадия обучения – обучение отвечать на простые вопросы при
помощи карточек.
1 Обучение ответу на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?»
2 Взрослый задает вопрос перед тем, как ребенок начинает составлять
предложение.
Шестая стадия обучения – обучение делать комментарии при помощи
карточек. Ученик должен адекватно отвечать на заданные в случайном
порядке вопросы: «Что бы ты хотел?», «Что ты видишь?», «Что там у тебя?».
Внимание обращается не столько на требование вещи / деятельности,
сколько на назывании данного явления.
Чтобы дойти до последних этапов, нужно очень много тренироваться.
Зачастую спонтанные комментарии трудно даются младшим ученикам,
имеющим небольшой опыт общения с помощью системы PECS. Работа с
такими детьми должна вестись годами, все это время разные специалисты
выполняют каждый свою часть работы, согласуя с остальными общее
направление.
Несомненно, использование карточек для коммуникации не является широко
распространенным методом общения учащихся с нарушением развития. Но, с
другой стороны, и коммуникация и общение не являются самой сильной
стороной детей с аутистическими нарушениями. Использование РЕСS не
только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его –
благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе
обмена.
На практике введение системы PECS бывает сопряжено с некоторыми
трудностями, которые не позволяют ребенку последовательно продвигаться в
приобретении данного навыка. Причиной этому служат не затруднения
самого ребенка, а неправильные действия родителей и педагогов. Ошибки
бывают следующие:
1 Страх. При малейшей неуспешности в приобретении навыка обмена
карточками родители отказываются от данной системы и возвращаются к
занятиям по имитации звуков, озвучиванию всех происходящих событий.
2 Закрепление «не коммуникативных» действий. Взрослые не дожидаются
инициативы ребенка, а тянутся вместе с его рукой к карточке (без его
внутренней мотивации). Отсюда, ребенок не будет ими пользоваться, когда
он хочет что-нибудь получить, и будет зависеть от подсказки взрослых.
3 Слишком быстрый переход к этапу различения карточек. Пренебрежение
вторым этапом обучения, и слишком быстрый переход на последующие
этапы часто затрудняет обобщение данного навыка, и приводит к
ограниченному использованию карточек.
4 Ограниченная среда обучения (лишь занятиями, либо квартирой). Однако
важно позаботиться о том, чтобы коммуникативная книга сопровождала
ребенка везде, чтобы дать ему возможность проявить инициативу и
обратиться с просьбой в любой момент.
5 Сосредоточение на еде или пищевых поощрениях. Ограниченный набор
карточек для просьб мотивационных стимулов часто не позволяет навыкам
коммуникации последовательно развиваться. В данном случае общение
становится принужденным и бессмысленным.
6 Закрепление неправильной цепочки поведения. Ребенок должен
привыкнуть сам приносить карточки для желаемого предмета, а не
направлять руку взрослого для удовлетворения желания.
7 Зависимость от подсказок. Инициатива ребенка не должна гаситься
словесными инструкциями и подсказками взрослого.
8 Требование речевых реакций в процессе использования карточек. Как
только у ребенка разовьются навыки имитации речи, и он сможет бегло
повторять звуки, слоги и слова в отдельном упражнении на имитацию, он
сам, абсолютно спонтанно и без нажима начнет произносить слова
одновременно с подачей карточек. Но не нужно сразу ожидать от него таких
результатов.
9 Ограничение доступа к карточкам или убирание карточек. Чтобы
ограничить использование предмета, нельзя убирать карточку – просто
нужно научиться говорить ребенку «Нет» на его назойливые просьбы.
10 Обучение не по протоколу. Последовательное обучение по протоколу
позволит избежать вышеперечисленных ошибок и поспособствует более
быстрому и качественному обучению столь необходимым для аутичного
ребенка коммуникативным навыкам.
Основные преимущества использования системы РЕСS:
1 РЕСS – это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные
функциональные навыки коммуникации.
2 С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу
и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований
предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.
3 С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми
становится более доступным и, таким образом, становится возможным
обобщение приобретенных вербальных навыков.
Таким образом, аутизм рассматривают как вариант тяжелого нарушенного
развития, отклоняющегося от нормативного, который проявляется в разных
формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития.
Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует
начинать как можно раньше, т.к. требуется очень длительный период
систематической работы целой команды специалистов. Даже в условиях
комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую
коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.
Процесс освоения «аутичным» ребенком необходимых навыков
межличностных отношений является длительным и постепенным и требует
большого терпения от взрослых.
свернуть
Меню раздела