1. Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его, приклеивая ему ярлык: «Драчун, забияка, несносный ребёнок». Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.
2. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением, остановить занесённую руку для удара, окрикнуть ребёнка.
3. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.
Если вы видите, как ребенок ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Максим не хотел обидеть тебя".
Таким образом, вы лишаете внимания обидчика, перенося его на товарища по играм. Внезапно ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.
4. Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём.
Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Можете заявить: "У нас в группе существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не даёт ее тебе, подожди".
5. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что воспитатель действительно доволен ими.
Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился с Ваней, вместо того чтобы драться с ним». Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.
6. Предоставлять детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
7. Обучать конструктивным способам выражения гнева, как естественной, присущей человеку эмоции.
Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
Можно использовать силовые упражнения, предложить ребёнку рвать бумагу, использовать «мешочек для криков», «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции, поколотить стол надувным молотком,пластиковыми бутылками, пометать дротики в мишень, попрыгать на скакалке, устроить «бой» с боксерской грушей.
В работе с агрессивными детьми можно использовать этюды на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, игры релаксационной направленности, упражнения на развитие позитивной модели поведения.
Взрослым, окружающим ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»). Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
В то же время, в дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры, для преодоления этих тенденций. Приведённые выше данные дают новые ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми. Эта работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), не на повышение самооценки, и не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы дошкольного педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными дошкольниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может выявить только неприязнь со стороны ребёнка.
Основной задачей в работе педагога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.