Соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины
Директива №1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины"
О соблюдении Правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций и других нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 7 Трудового Кодекса Республики Беларусь источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством. К локальным нормативным правовым актам согласно ст. 1 Трудового Кодекса относят Правила внутреннего трудового распорядка, которые основываются на Конституции Республики Беларусь, Трудовом Кодексе, коллективном договоре.
ПВТР направлены на создание условий, способствующих укреплению производственной, исполнительской и трудовой дисциплины, рациональному использованию рабочего времени.
Трудовой дисциплиной признается добровольное и добросовестное выполнение работником своих трудовых обязанностей, установленных локальными нормативными правовыми актами учреждения, в том числе ПВТР, Коллективным договором, должностными инструкциями, своевременное и точное исполнение законных приказов и распоряжений руководителя.
Остановлюсь на самых важных пунктах ПВТР:
- опоздания на работу и уход с работы:
В случае опоздания более чем на 15 мин или неявки на работу работник обязан уведомить своего непосредственного руководителя по телефону или иным средствам связи.
Уважительность причины отсутствия на работе оценивается нанимателем.
Уход с территории учреждения работника в течение рабочего дня (смены) возможен:
- по поручению нанимателя или уполномоченного им лица;
- по разрешению нанимателя или уполномоченного им лица вследствие неотложной личной необходимости работника (по семейно-бытовым причинам, в связи с резким ухудшением здоровья и т.п.). Уважительность причины ухода с работы оценивается нанимателем или уполномоченным им лицом.
Уход работника с работы за 15 мин до окончания рабочего дня должен быть согласован работником с его непосредственным руководителем.
Работники должны приходить на свои рабочие места не менее чем за 10 минут до начала рабочего времени.
Работник учреждения обязан отметить в журнале:
приход на работу;
уход с работы;
отсутствие на рабочем месте с разрешения руководителя.
Во время рабочего времени запрещаются личные разговоры по мобильному телефону не в служебных целях. За использование мобильного телефона в личных целях во время образовательного процесса работник привлекается к дисциплинарному взысканию согласно коллективному договору между нанимателем и профсоюзным комитетом.
В помещениях и на территории Государственного учреждения образования «Санаторный детский сад №2 г. Лиды » запрещается:
- приносить и распивать алкогольные напитки, распространять, хранить и употреблять токсические и наркотические вещества, находиться в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- приносить взрывчатые, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества, огнестрельное, газовое и холодное оружие;
- играть в карты и другие азартные игры;
- курить во всех помещениях учреждения или на внутри дворовой территории;
- являться на работу в неопрятном виде (одежда, обувь, волосы и т.п.);
- сквернословить;
- унижать честь и достоинство участников образовательного процесса;
- унижать честь и достоинство других работников учреждения;
осуществлять деятельность структур, политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, религиозных объединений;
расклеивать и вывешивать объявления (информацию), не относящиеся к деятельности ГУО «Санаторный детский сад №2 г. Лиды » , без разрешения руководителя организации или уполномоченных им лиц;
портить имущество учреждения или использовать его не по назначению, совершать действия, нарушающие чистоту и порядок;
осуществлять на территории учреждения торговлю с рук, столиков, лотков и т.п.;
осуществлять движение и парковку личного автомототранспорта на территории учреждения;
пользоваться в личных целях Интернетом.
Запрещается вмешательство в частную жизнь работника и неуважение его личного достоинства.
Ответственность за нарушение трудовой дисциплины
За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей руководитель может применять к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение, лишение премии
Должностная и рабочая инструкции - локальный нормативный правовой акт, который определяющим трудовой распорядок работников в учреждении (ст.194 ТК). Разрабатывается и утверждается она нанимателем самостоятельно (часть вторая п.10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, далее - Общие положения ЕКСД).
Нанимателям предоставляется право самостоятельно принимать решения о применении квалификационных характеристик либо профессиональных стандартов, содержащихся в квалификационных справочниках.
Если инструкция разрабатывается как приложение к трудовому договору (контракту), она является неотъемлемой частью трудового договора, заключенного с конкретным работником, а не самостоятельным документом.
В случае изменения законодательства о труде условия трудового договора приводятся в соответствие с законодательством о труде (часть четвертая ст.19 Трудового Кодекса Республики Беларусь).
Должностные инструкции разрабатываются для служащих: руководителей, специалистов, других служащих, в которых указываются должностные обязанности работников.
Рабочие инструкции разрабатываются для рабочих - в них описываются виды выполняемых работ.
Коллективный договор является локальным нормативным правовым актом, регулирующим трудовые и социально-экономические отношения между Нанимателем и работниками на 2019-2022 годы. Данный документ затрагивает и оплату труда, охрану труда, регулирование рабочего времени и отдыха, а также социальные льготы и гарантии.
Коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен.
Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем учреждения, для разрешения основных задач, стоящих перед учреждением. Приказы издаются также в случаях, когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий.
Одним из правовых средств обеспечения трудовой дисциплины является дисциплинарная ответственность. Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматели (уполномоченное должностное лицо нанимателя) несут ответственность, предусмотренную Трудовым Кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Важным вопросом по соблюдению исполнительской дисциплины является бесконфликтное поведение работников.
Несмотря на то, что все мы стараемся жить и общаться с окружающими нас людьми в мире и согласии, иногда случаются ситуации, когда между людьми возникают конфликты. Безусловно, что это плохо, но порой случайное стечение обстоятельств - и конфликт оказывается неизбежен. Самое главное, о чем следует помнить всегда – это стараться держать себя в руках в любых ситуациях.
Так вот, вернёмся к следующим пунктам ПВТР:
- сквернословить;
- унижать честь и достоинство участников образовательного процесса;
- унижать честь и достоинство других работников учреждения.
Унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме - это любые действия, которые содержат неприличную, унизительную для человека оценку его личности, причиняющие вред его чести и достоинству, наносящие ущерб его авторитету в собственных глазах и глазах других людей. В частности это могут быть оскорбительные действия по телефону, в социальных сетях, в письменной форме: записки, надписи, письма, рисунки и др. Однако, оскорбление личности может выражаться не только в устной или письменной форме, но и посредством неприличных жестов, плевки в сторону человека, пощечина, срывание одежды и т.д.
Нужно ли останавливаться на правилах речевого этикета? Если говорить кратко: под речевым этикетом принято подразумевать умение общаться вежливо и тактично. Повышенный тон весьма условно помогает донести слова до собеседника.
Крикуны — люди, отчаянно стремящиеся привлечь к себе внимание. Доказать окружающим, что они не просто сидят на рабочем месте, а работают на износ. Такие люди фантазируют о безграничном успехе, считают, что они всё знают лучше всех, любят быть в центре внимания и не терпят возражений. Таким образом, они хотят подчеркнуть свою значимость
Опасайтесь, ранить словом, унизить, обидеть, не понять. Будьте мужественнее и мудрее.
Соблюдение этикета в трудовом коллективе
Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.
В процессе делового общения могут складываться отношения различного рода – служебные, официальные, приятельские, товарищеские, дружеские.
Когда речь идет о взаимоотношениях в учреждении, следует иметь в виду следующее: то, что вполне допустимо по отношению к близким людям, не всегда приемлемо и позволительно в служебных отношениях, то, что похвально с точки зрения дружеских отношений, часто неправомерно с позиций профессиональной этики.
Общение должно быть ориентировано на установление оптимального (положительного) морально-психологического климата в коллективе. Для этого коллектив должен обладать определенными качествами:
- слаженность и сплоченность, которые обеспечивают взаимопомощь, поддержку, возможность опереться на коллег не только в деловых, но и личных проблемах;
- доброжелательность, в атмосфере которой работники могут полностью проявить себя и как личность, и как профессионалов;
- чуткость и тактичность, которые ограничивают назойливое, бестактное вмешательство в личную жизнь сотрудника;
- терпимость к особенностям и недостаткам коллег, обеспечивающая их индивидуальность.
Служебная этика охватывает всю совокупность служебных отношений, в которых находятся люди в трудовом коллективе, начиная с отношений между членами коллектива и заканчивая отношениями руководителя и подчиненного. При этом, чем больше дистанция между людьми, занимающими различные служебные ступени, тем большую силу имеют принципы и нормы служебной этики.
Соблюдение норм и правил служебного поведения способствует сплочению коллектива, мобилизации его членов на выполнение общих задач и планов. В основе служебной этики всегда лежит служение делу, общественным интересам, а не отдельной личности.
Для того чтобы плодотворно работать и комфортно чувствовать себя в коллективе, необходимо запомнить основные правила существования в нем:
- Следите за своей речью и не только. Не употребляйте в речи ругательств — независимо от пола это воспринимается негативно, автоматически снижая профессионализм. Не произносите похабных шуток, желая подчеркнуть свое чувство юмора. Юмор юмору рознь. «Пошляк» — на работе такой статус сменить нелегко.
- Не следует обращаться к сотрудникам на «ты». Не позволяйте в свой адрес проявлений фамильярности от коллег по работе. Соблюдайте субординацию в служебных отношениях.
- Не слушайте и не распространяйте сплетни. Чтобы о вас не ходили слухи, избегайте поводов для этого: не выставляйте напоказ личные переживания, которые можно истолковать по-разному. Постарайтесь не обсуждать по рабочему телефону с подругами, родителями, второй половиной, проблемы и мнения. Держите при себе ваши взгляды на расовую, национальную принадлежность и религиозные приверженности коллег.
- Проявляйте инициативу – не ждите, когда вас заметят на работе, поднимут заработную плату. Не стесняйтесь комплиментов коллег, не отрицайте, что успешному завершению задания способствовало ваше трудолюбие.
- Держите рабочее место в порядке. Как правило, беспорядок на рабочем месте характеризует человека как некомпетентного работника: если он не в состоянии поддерживать порядок на своём рабочем месте, это значит, что у него отсутствует порядок в голове, что, в свою очередь, приводит к хаосу в делах.
- Не опаздывайте на работу. При опоздании на работу без оправдательных причин работник совершает дисциплинарный проступок — противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок), за который устанавливается дисциплинарная ответственность.